РУС БЕЛ ENG

Работа с высокомотивированными учащимися

Работа с высокомотивированными учащимися

План работы с высокомотивированными учащимися на 2023/2024 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с учащимися

1

Входная диагностика развития ребенка, пополнение банка данных высокомотивированных учащихся 1-11 классов по направлениям

Сентябрь

Учителя-предметники, классные руководители

2

Выбор форм работы с учащимися на текущий учебный год с учетом диагностики и возрастных особенностей

Сентябрь

Учителя-предметники, классные руководители

3

Проведение 1-го этапа республиканской олимпиады по учебным предметам

Октябрь

Учителя-предметники

4

Проведение школьного этапа олимпиад по учебным предметам на II ступени общего среднего образования

Март

Учителя-предметники

5

Участие в различных этапах   конкурса исследовательских работ учащихся

Декабрь – январь

Учителя-предметники

6

Участие в научно-практических конференциях

В течение учебного года

Учителя-предметники

7

Участие в интернет-олимпиадах по учебным предметам

В течение учебного года

Учителя-предметники

8

Участие в интеллектуальных конкурсах Минского дворца детей и молодежи

В течение учебного года

Учителя-предметники

9

Участие в международных и республиканских конкурсах

«Колосок»

«Зубрёнок»

«Кенгуру»

«Инфомышка»

«Журавлик»

«Буслік»

«Лингвистёнок»

«Белка»

«Глобусёнок»

«Синица»

«Кентаврик»

«Олимпионок»

В течение   учебного года

Учителя-предметники

10

Поощрение высокомотивированных учащихся по итогам учебного года

Май

Руководство учреждения образования

Работа с учителями

1

Включение в заседания методических объединений учителей-предметников вопросов , касающихся организации научно-исследовательской деятельности учащихся

По плану

Руководители методических объединений

2

ИМС с педагогическим коллективом по вопросам работы с высокомотивированными учащимися

По плану

Руководство учреждения образования, учителя-предметники

3

Внедрение элементов проблемно-исследовательского, проектного методов обучения на учебных занятиях

В течение учебного года

Учителя-предметники

4

Пополнение банка педагогической информации по работе с высокомотивированными учащимися по различным направлениям (республиканская олимпиада по учебным предметам, конкурс исследовательских работ учащихся и др.)

В течение учебного года

Учителя-предметники, классные руководители

5

Приобретение учебной и методической литературы, компьютерных программ для организации работы с высокомотивированными учащимися

В течение учебного года

Учителя-предметники, классные руководители, руководство учреждения образования

6

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Сентябрь

Руководство учреждения образования

7

Размещение на школьном сайте материалов по работе с высокомотивированными учащимися

В течение учебного года

Ответственный за сайт

8

Обобщение опыта работы учителей, работающих с высокомотивированными учащимися (выступление учителей на семинарах, педагогических советах, участие в работе школьных и районных методических объединений)

В    течение учебного года

Руководство учреждения образования, учителя-предметники

 

9

Повышение квалификации учителей в сфере работы с высокомотивированными учащимися

В течение учебного года

Руководство учреждения образования

Работа с законными представителями высокомотивированных учащихся

1

Организация необходимой психолого-педагогической работы среди законных представителей высокомотивированных учащихся:

собеседования педагога-психолога с законными представителями;

разработка рекомендаций по оказанию помощи со стороны законных представителей высокомотивированным учащимся привлечение законных представителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне учреждения образования

В течение учебного года

 

 Учителя-предметники

2

Поддержка и поощрение законных представителей высокомотивированных учащихся

Май

Руководство учреждения образования

свернуть

Проблематизация обучения

(использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

 Работа с одаренными детьми должна строиться на следующих принципах:

  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через объединения по интересам, факультативы, работу в НОУ;
  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

 Условия успешной работы с одаренными учащимися

  1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы в работе с одаренными учащимися.
  3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе.
  4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.

Формы работы с одаренными детьми:

  • организация учебных занятий (работа в парах, в малых группах);
  • групповые и индивидуальные занятия стимулирующего характера с сильными учащимися
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;
  • интеллектуальные марафоны;
  • занятия по интересам;
  • факультативные занятия
  • творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.

 Современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми:

  • ИКТ- технологии
  • технология проектной деятельности
  • игровые технологии
  • развивающее обучении
  • развитие критического мышления
  • технология проблемного обучения
  • технология разноуровнего обучения
  • технология исследовательской деятельности
  • технология коллективной творческой деятельности
  • личностно-ориентированное развивающее обучение
  • технология саморазвивающего обучения

 Учитель должен быть…

  • Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
  • Профессионально грамотным;
  • Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • Владеть современными педагогическими технологиями;
  • Иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным, настойчивым,

эмоционально стабильным;

  • Умелым организатором образовательного процесса, психологом.

  

Учитель должен уметь…

  • Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  • Стимулировать познавательные способности учащихся;
  • Принимать взвешенные психолого-педагогические решения
  • Анализировать свою деятельность и всего класса;
  • Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.

 Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми

  • Желание работать нестандартно
  • Увлеченность своим делом
  • Поисковая активность
  • Любознательность
  • Эрудированность
  • Знание психологии одаренных детей
  • Мотивационная готовность к работе с одаренными детьми

    (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

     Работа с одаренными детьми должна строиться на следующих принципах:

    • принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
    • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
    • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через объединения по интересам, факультативы, работу в НОУ;
    • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

     Условия успешной работы с одаренными учащимися

    1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
    2. Создание и постоянное совершенствование методической системы в работе с одаренными учащимися.
    3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе.
    4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.

    Формы работы с одаренными детьми:

    • организация учебных занятий (работа в парах, в малых группах);
    • групповые и индивидуальные занятия стимулирующего характера с сильными учащимися
    • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
    • консультирование по возникшей проблеме;
    • участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;
    • интеллектуальные марафоны;
    • занятия по интересам;
    • факультативные занятия
    • творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.

     Современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми:

    • ИКТ- технологии
    • технология проектной деятельности
    • игровые технологии
    • развивающее обучении
    • развитие критического мышления
    • технология проблемного обучения
    • технология разноуровнего обучения
    • технология исследовательской деятельности
    • технология коллективной творческой деятельности
    • личностно-ориентированное развивающее обучение
    • технология саморазвивающего обучения

     Учитель должен быть…

    • Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
    • Профессионально грамотным;
    • Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
    • Владеть современными педагогическими технологиями;
    • Иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным, настойчивым,

    эмоционально стабильным;

    • Умелым организатором образовательного процесса, психологом.

      

    Учитель должен уметь…

    • Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
    • Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
    • Стимулировать познавательные способности учащихся;
    • Принимать взвешенные психолого-педагогические решения
    • Анализировать свою деятельность и всего класса;
    • Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.

     Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми

    • Желание работать нестандартно
    • Увлеченность своим делом
    • Поисковая активность
    • Любознательность
    • Эрудированность
    • Знание психологии одаренных детей
    • Мотивационная готовность к работе с одаренными детьми
свернуть

Личность и проблемы одарённого ребёнка

Что такое одарённость?

 Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Учителя, как правило, уверены, что дети с высоким умственным развитием должны успевать по всем предметам школьного курса. Бытует стереотипное представление о том, что одаренные дети – лучшие во всем, поэтому мнение о том, что одаренные дети могут сталкиваться с трудностями в учебе, часто кажется парадоксальным. Специальные исследования подтверждают, что очень высокий уровень развития той или иной сферы у одаренных детей может сосуществовать с низким уровнем развития другой сферы. Такая несогласованность может при определенных условиях вызывать различные трудности.

 Американский психолог Л. Силвермен предлагает следующий список признаков одаренности и часто сопутствующих им признаков отсутствия способности к учению (а точнее, слабости), которые могут отмечаться во всех возрастах.

 Блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей и позволяющая им овладевать огромной и сложной информацией, может сочетаться со слабостью кратковременной памяти, из-за которой им часто трудно сразу повторить только что сказанное.

 Недостатки кратковременной и оперативной памяти связаны также с тем, что им требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запоминание происходит с трудом.

 Превосходное понимание смысла прочитанного может сочетаться у одаренных детей с трудностями в декодировании букв и слов, которые могут проявляться даже в среднем и старшем школьном возрасте. Им часто легче уловить суть сложной абстрактной концепции, чем справиться с фонетическим и буквенным анализом.

 Одаренные дети с легкостью осваивают компьютер, но часто не могут научиться писать разборчиво. Неисправимый ужасный почерк для многих из них становится препятствием, если для продолжения обучения необходимо представлять письменные работы.

 Вообще многие одаренные дети гораздо лучше справляются со сложной и напряженной работой, обеспечивающей вызов их способностям. Рутинная деятельность, простое запоминание, упражнения на повторение выполняются ими с трудом.

 Они экстремально любознательны, задают много вопросов, но могут быть неспособны к заучиванию неинтересного для них материала.

 Развитая речь и богатый словарный запас, характеризующие таких детей, могут проявляться только в устной речи, тогда как их письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи их менее способных сверстников. Поэтому они могут блистать в дискуссиях, но отказываться делать письменные работы.

 Одаренные дети часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестывать эмоции от желания высказать свои идеи, что они теряют нить рассуждений или нужные слова, и их речь кажется сумбурной и непродуманной.

 Их превосходное математическое мышление может не замечаться учителем из-за того, что даже несложные вычисления выполняются ими с трудом. Часто одаренные дети с большим усилием запоминают таблицу умножения и математические формулы, порой им легче выводить эти формулы самим.

 Восприимчивые и сообразительные, иногда даже мудрые не по годам, эти дети могут быть безнадежно неорганизованными.

 Обладая острой наблюдательностью и развитым воображением, они могут быть крайне невнимательными на уроках. Часто обладая острым слухом, они имеют слабую слуховую память и не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям.

 Одаренные дети часто очень энергичны, активны, способны к длительной и интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени (тесты, контрольные, экзамены).

 Они имеют блестящее чувство юмора, находчивы, умеют манипулировать людьми, поэтому часто находят умные способы избегать областей, в которых не сильны.

 Трудности в учении многих одаренных детей трудно обнаружить, поскольку они умеют их хорошо маскировать. В результате, однако, весьма часто одновременно с проблемами остается скрытой и их одаренность.

 Многие одаренные дети, блистающие в естественных науках, геометрии, механике, технике, музыке, искусстве, испытывают неудачи в освоении иностранных языков и тех предметов, где велико значение слушания и последовательного запоминания.

Проблемы одаренных детей:

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму (линия поведения, которая предполагает уподобление окружающим, отсутствие личного, индивидуального, пассивное принятие существующего мнения), особенно если стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

свернуть

Методы и приёмы работы с одарёнными детьми

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

 Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещѐ на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.

 Для получения первичной информации о направленности интересов учеников начальных классов можно использовать методику «Палитра интересов».

 Ребятам предлагается ответить на 35 вопросов, которые составлены в соответствии с условным делением склонностей ребѐнка на семь сфер:

 математика и техника;

 гуманитарная сфера;

 художественная деятельность;

 физкультура и спорт;

 коммуникативные интересы;

 природа и естествознание;

 домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

 Если то, о чѐм говорится, не нравится, ребятам нужно поставить знак -; если нравится - +; если очень нравится - ++.

 Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе…»

1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2. Читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести.

3. Петь, музицировать.

4. Заниматься физкультурой.

5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.

6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.

7. Делать что – нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8. Играть с техническим конструктором.

9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10. Самостоятельно рисовать.

11. Играть в спортивные, подвижные игры.

12. Руководить играми детей.

13. Ходить в лес, на поле.

14. Ходить в магазин за продуктами.

15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях.

16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.

20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных.

21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.

22. Конструировать, рисовать проекты самолѐтов, кораблей и др.

23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).

24. Самостоятельно без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26. Объяснять что – то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать своѐ мнение).

27. Ухаживать за домашними животными и растениями.

28. Помогать взрослым, делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.).

29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Участвовать в играх – драматизациях, в постановке спектаклей.

32. Заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Помогать другим людям.

34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

 В итоге подсчитывается количество плюсов и минусов по вертикали. Доминирование там, где наибольшее число плюсов.

 Полученная информация даѐт возможность более объективно судить о способностях и характере одарѐнности ребѐнка.

 Далее провести педагогическую диагностику уровня развития детской одарѐнности. Диагностика помогает определить степень развитости определѐнных черт личности учеников. Согласно диагностике оценить степень выраженности черт по следующей уровневой системе:

3 балла – данная черта проявляется всегда;

2 балла – данная черта проявляется часто, но не всегда;

1 балл – данная черта проявляется, но достаточно редко;

О баллов – данная черта не проявляется совсем.

 Учебные характеристики:

1. Имеет большой запас слов.

2. Владеет большим объѐмом информации и свободно рассуждает на различные темы.

3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.

4. Является живым наблюдателем: «видит больше» или «берѐт больше» из рассказа, фильма или какой – то деятельности, чем другие.

5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем это требуется в этом возрасте.

6. Показывает быстрое понимание арифметики.

Мотивационные характеристики:

1. Настойчив в поисках решения задания.

2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.

3. Обычно прерывает других.

4. Прилагает усилия для завершения действия.

5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя.

6. Упорный в отстаивании своего мнения.

Творческие характеристики:

1. Любопытен и любознателен, задаѐт много вопросов (не только о реально существующих явлениях и предметах).

2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям («интересно, что бы случилось, если…»).

3. Часто предлагает необычные ответы, обладает богатым воображением во время рассказа своих историй. Говоря об открытиях, голос возбуждѐн.

4. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористическими, получает удовольствие от игры слов (играет в слова).

5. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.

6. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.

Черты личности:

1. Самооценка. Реальная оценка своих личностных качеств и способностей. Ребѐнок знает свои «сильные» и «слабые» стороны, учитывает их в своей деятельности и в общении с другими людьми.

2. Старательность. Стремление ребѐнка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. Очень старательный.

3. Демонстративность. Желание всегда быть в центре внимания. Ребѐнок стремится любой ценой привлечь внимание взрослых и сверстников.

4. Эмоциональность. Восприимчивость, чувствительность к явлениям окружающего мира. Выражается в экспрессивных реакциях ребѐнка или, наоборот, в излишней тревожности.

5. Произвольность поведения. Умение подчинять свои желания требованиям необходимости. Ребѐнок контролирует свои желания и своѐ поведение в соответствии со сложившимися обстоятельствами или моральными нормами. Способен быстро концентрироваться, настраиваться на деятельность и долгое время ею заниматься, не отвлекаясь.

6. Способность к оценке. Критичность мышления. Выражается в способности ребѐнка отличать положительные и отрицательные стороны деятельности и поведения других людей.

Заполняется таблица, где указывается:

1.Ф.И.О.

2.Характеристики

3.Черты личности

4.Всего баллов:учебные,мотивационные,творческие.

 Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому не только важно установить уровень способностей и их разнообразие у детей, но и уметь правильно осуществлять их развитие.

 На основании полученных результатов составляется план работы с одарѐнными детьми.

 В работе с одарѐнными детьми применяю следующие методы: исследовательский, частично – поисковый, проблемный, формы работы: классно – урочная (работа в парах, в малых группах), разно уровневые задания, индивидуальные творческие задания, предметные олимпиады, викторины, ролевые игры. В рамках каждого урока стараюсь создать условия для формирования и развития познавательной активности

одарѐнных детей. Для этого использую метод «детского эксперимента».   Суть заключается в том, что ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи.

 На этапе закрепления одарѐнным ученикам предлагаются карточки с частным случаем (например, определить род существительного ножницы). Ученику предлагается на обратной стороне карточки изложить свои действия по выполнению этого задания и сделать вывод. В конце урока или в начале следующего, при проверке домашнего задания ученику предоставляется возможность объяснить этот случай всему классу.

 Также можно организовать на уроках работу в малых группах, в которую входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одарѐнный ученик исполняет роль консультанта, оказывает помощь каждому члену группы.

 Формы и приѐмы работы с одарѐнными детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Использую дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объѐму учебного материала. В результате одарѐнный ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение). На уроках математики и во внеклассной работе по предмету практикую решение нестандартных задач. Это логические задачи, когда решение сводится к использованию определѐнных приѐмов. Среди них выделяю задачи:

 в которых нужно найти соответствие между элементами разных множеств. Например, девочки Берѐзкина, Вербицкая и Сосновская посадили берѐзу, вербу и сосну. Каждая из них не посадила дерево, от названия которого произошла еѐ фамилия. Какое дерево посадила каждая девочка, когда известно, что Берѐзкина посадила не сосну?

 задачи на распределение элементов множеств. Например, Света, Алѐна, Таня, Галя и Наташа купили три порции мороженого и два пирожных. Галя и Света купили одно и то же, Таня и Света – разные сладости, Света и Алѐна – одинаковые. Что купила каждая девочка

 задачи на упорядочение множества. Например, в очереди в школьный буфет стоят Юра, Миша, Володя, Саша и Олег. Юра стоит

перед Мишей, но после Олега. Володя и Олег не стоят рядом, а Саша не находится ни возле Олега, ни возле Юры, ни возле Володи. В каком порядке стоят мальчики?

 задачи про «лжецов». Например, спортсменки Аня, Валя, Галя и Даша заняли первые четыре места на соревнованиях по гимнастике, при этом они не делили между собой эти места. На вопрос, какое место заняла каждая девочка, болельщики ответили:

1-й болельщик: «Аня заняла второе место, а Даша – третье».

2-й болельщик: «Аня заняла первое место, а Валя – второе»

3-й болельщик: «Галя заняла второе место, а Даша – четвѐртое»

Каждый из болельщиков ошибся один раз. Какие места заняли в соревнованиях девочки?

 задачи на проведение цепочки логических рассуждений со следующим арифметическим просчѐтом. Например, на соревнованиях по стрельбе Вова 10 раз выстрелил по стандартной мишени и выбил 76 очков. Сколько раз мальчик попадал в «пятерку» и в «семѐрку», когда известно, что «десяток» было четыре, а других попаданий не было?

Решение таких задач развивает мышление детей; содействует воспитанию терпения, настойчивости и воли; пробуждает интерес к процессу поиска ответа; даѐт возможность чувствовать глубокое удовлетворение от поиска правильного решения. Используя нестандартные задачи, можно помочь ученикам проявить свои способности, развить инициативность, самостоятельность и творческий потенциал.

 При работе с категорией одарѐнных детей применяю и дифференцированные домашние задания.

 Среди форм внеурочной работы большое значение в развитии детей имеет проведение предметных олимпиад. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребѐнка. Реализованные возможности развивают ребѐнка, стимулируют его интерес к наукам. В работе с одарѐнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаѐм у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

 Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

В своей работе на уроке учитель может использовать:

 Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

 Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

 Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

 Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

 Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

 Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

 Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

 Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

 «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

 Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения.

 Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

 Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

 1. «И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

 Оба слова - из четырех букв;

 В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

 При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз

 помыть;

o И то и другое может блестеть;

o Из них иногда льется вода;

o Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

 2. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

 3. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

 4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

 5. « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.

 Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.

 Упражнения для развития творческого восприятия помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

1. Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

2. Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

3. Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

4. «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

5. «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.

6. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.

7. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

8. «Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

9. «Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

10. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

11. «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку

придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

12. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

13. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

14. «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?».

Таким образом, для того, чтобы потенциал одарѐнного ребѐнка раскрылся полностью, необходимо и дальше вести ежедневную, кропотливую индивидуальную работу, как на уроке, так и во внеурочное время.

свернуть

Памятка учителю в работе с одарёнными детьми

1. Поверьте, работа с одаренным учеником оставит в вашей педагогической деятельности неизгладимый след. Но помните, что это будет испытанием на прочность вашей личности, вашего самоуважения и в очень большой степени вашего терпения. В такой работе расти и меняться должен не только ваш удивительный воспитанник, но и вы сами.

2. У одаренного ученика, как правило, очень высокая самооценка. Но в то же время именно у таких детей самооценка бывает крайне противоречивой — постоянные переходы от сознания своих особенностей, возможностей до полного самоотрицания. Но одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка, именно в ней такой ребенок и черпает силу для своего каждодневного напряженного труда. Педагог, работающий с этими детьми, должен преодолеть сложившееся бытовое представление о вреде «зазнайства» и не только разрушать такую самооценку, но, наоборот, в минуты его отчаяния внушать, что он обладает незаурядными возможностями. Важно твердо верить, что этому ребенку дано понять и совершить такое, что другим недостижимо.

3. Уважайте и обсуждайте любую даже, на первый взгляд, бредовую идею, предложенную учеником. По выражению Нильса Бора, именно «сумасшедшие» идеи сделали современную физику. Если возрастает количество вопросов, на которые вы не знаете ответа или тратите на их выяснение слишком много времени, то лучше обратитесь к администрации, чтобы этому ученику подобрали другого препреподавателя, иначе у вас будут накапливаться (ведь он у вас не единственный) усталость, нехватка времени, раздражение. Все это приведет к печальному результату: ученик может разочароваться в вас. Вероятно, все, что вы могли сделать — сделано. Ему нужен другой преподаватель.

4. Это, конечно, не значит, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, «ходячие энциклопедии». Даже самый подготовленный педагог имеет право чего-то не знать — всегда есть пространство для развития у любого образованного человека. Важно, как педагог реагирует на свое незнание. Если с достоинством и без «закомплексованности», да при этом хорошо владеет навыками работы со справочной и любой другой подсобной литературой — такой педагог находка для одаренного ребенка.

5. Не переживайте и не обижайтесь на то, что, несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами — не самые любимые у этого ученика. Не ожидайте и особой благодарности от одаренного ученика за то, что вы затратили на него гораздо больше времени и труда, чем на других; скорее всего, он посчитает это за норму и даже может не заметить этого, хотя, сразу оговорюсь, одаренные дети — благодарные ученики.

6. Учитель всегда должен помнить, что одаренному ученику необходима серьезная умственная нагрузка: если обучение будет легким, пустым, ученик, как ни странно, быстро устанет. А вот от трудной деятельности, тем более лежащей в сфере жизнеопределяющих интересов, ребенок никогда не устает.

Его мозг должен быть постоянно в работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и самому себе — обязательные составные части успешных уроков. Одаренные ученики – трудоголики, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Они способны с головой уходить в интересующую их сферу и полностью игнорировать все, что к ней не относится.

7. Психологи отмечают, что при своих необычайно высоких способностях одаренные дети часто с трудом приобретают школьные умения и навыки. Так называемая школьная или академическая одаренность, ничего общего не имеет с интеллектуальной и тем более творческой одаренностью. По-настоящему одаренные дети редко обладают школьной одаренностью, поэтому среди них почти никогда не бывает отличников и медалистов. Школьные отметки для них не самоцель, и воздействовать на них плохими отметками и можно разве только в начальных классах. Их можно обидеть, унизить, но подтолкнуть к действию оценками почти невозможно. А вот сложная, пусть даже неразрешимая задача вполне может их «завести». Учитель может пользоваться этой их особенностью.

8. Все одаренные дети обладают невероятной способностью «поглощать» знания, обожают словари, энциклопедии, справочники, первоисточники. И учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку. Основной упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении. Способность одаренного ребенка к самостоятельному обучению необычно высока. Учитель должен знать: непрерывное самообучение должно стать его собственной устойчивой характеристической чертой.

9. В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания, самостоятельного выдвижения идей и их реализации. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой «исследовательский инстинкт». Научным руководителем темы может быть школьный учитель, так и человек со стороны (например, научный работник). Зная творческую тему ученика, многие преподаватели будут приспосабливать к ней свой предмет.

10. От учителя одаренных детей больше всего требуются качества личностные, душевные, а вовсе не только и не столько интеллектуальный или даже методический «багаж». Учитель, решившийся на такую самоотверженную работу, достоин уважения и поддержки. По словам В.Эфроимсона, такая работа возможна только «в коллективе, слитом в единое целое напряженным творческим порывом, группой исключительно даровитых людей, с умами взволнованными и напряженными, объединенными общей целью и беззаветным руководителем».

свернуть

Развитие одарённости учащихся

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система работы с одарѐнными детьми в начальных классах включает в себя следующие компоненты:

1. выявление одарѐнных детей;

2. развитие творческих способностей на уроках;

3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

4. создание условий для всестороннего развития одарѐнных детей.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используется система развивающих задач-минуток, которые предлагаются учащимся в качестве разминки на уроке. Кроме этого в уроки включаются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На всех уроках используется дифференциация: для способных детей предлагаются более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

Не новой, но востребованной формой работы с одарѐнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого подходят уроки по курсу «Человек и мир».

Урок-исследование позволяет ставить серьѐзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

Одна из форм работы с одарѐнными детьми – работа факультативных занятий. Здесь, работая в малых группах, максимально реализуется дифференциация обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. У одарѐнных детей чѐтко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нѐм жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основная задача – так построить весь образовательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей. Учитывая психологические особенности одарѐнных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций (На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его

на стол. Сколько стаканов стоит на столе?); групповым дискуссиям (Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счѐт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой); творческому самовыражению (Составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.); самопроверке (сверка с написанным образцом; проверка по словесной инструкции; взаимопроверка с товарищем; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; коллективное выполнение задания и коллективная проверка).

Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приѐмов работы:

Приѐм «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера (по тексту должна пройти конференция с "гостем" из произведения. Роль гостя достается самому подготовленному ученику, все остальные - журналисты. Вопросы готовит каждый.)

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным (-Я держу в руках обычный лист бумаги.Как вы думаете, что из него можно сделать?)

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание (заполнение кластера при чтении сказки.)

Прием «Шесть шляп критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений (группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Например, «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа».)

Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Задания для тренировки внимания

1. Расшифруй слова и запиши их.

421,3467, 35121, 9810, 10439, 25131, 1086, 108910, 28517, 983, 34911, 109121, 285, 10471, 54687, 4611, 9473.

Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

2. Выполни задания.

 Отдели плод от растения.

СОШИСНШАКА

Комментарий: зачеркнув буквы слова шишка (плод), получаем название растения — слово сосна.

 Раствори белое в прозрачном.

СВОАДХАРА

 Убери горячее — останется холодное.

КИАЙПЯСТОБЕКРГ

 Найди друга и врага Буратино.

МАБАЛЗЬВИИЛИНОА

 Зачеркни ядовитое — оставь съедобное.

ПООПГАНЁНОККА

3. Из каждой строчки выбери лишь те буквы, которые не повторяются, и составь из них пожелание.

АОБООУАДА —

ИПЬРТПЕИР—

ЭПВФЭСФПЕ —

ВЮЛГВДЛАЮ —

ЖЗСУУЧЖАЗ —

ОАСАОТАЛО —

ГЦИДВГЦЫД -

4. Допиши стихотворение.

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только...

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у...

Коньки на льду чертили стрелочки, весь день в хоккей играли...

Болтали час без передышки в цветастых платьицах...

При всех померяться силенкой не прочь всегда одни...

Бояться темноты трусишки — все как один они...

5. Найди в словах числа и запиши их.

Смородина, просто, семья, стриж, сторож, тритон,

пустота, господин.

Задания для развития памяти

1. Прочитай предложения. Запомни их.

В оркестре было три музыканта.

По реке плыли два парусника и три лодки.

В вазе стояли три розы.

В углу стояла корзина с пятью котятами.

В аквариуме плавали три разные рыбки.

Закрой предложения и ответь на вопросы: сколько музыкантов было в оркестре? Сколько лодок было с парусом и без него? Сколько роз было в вазе? Были ли другие цветы в вазе, кроме роз? Сколько котят было в корзине? Где стояла корзинка? Сколько рыбок плавало в аквариуме? Были ли в аквариуме одинаковые рыбки?

2. Прочитай три раза слова. Запомни их.

Мама, дети, человек, брат, доброта, тетя, мужчина, ребенок.

Закрой слова и ответь на вопросы: сколько букв в последнем слове? Какое слово состоит только из одного слога? Какое слово третье от начала? Сколько слов заканчивалось на согласную? Какие слова заканчивались на букву А? Встречалась ли в этих словах буква Ж?

3. Послушай слова, запомни их в том же порядке. Запиши лишь первые

буквы слов — у тебя получится новое слово.

Например: снег, термос, облако, лимон — стол.

Роза, ирис, труд, мера.

Иней, карандаш, роман, аист.

Соловей, турист, еда, носок, акация.

Торт, руль, ухо, баранка, август.

Рояль, ель, мир, осел, нога, тополь.

4. Определи общий звук (звуки) для слов каждого ряда.

Крот, порог, рот, оброк.

Марка, корова, пир, карета.

Ива, пирог, игра, сито.

Стог, гром, долг, герой.

Забор, коробка, бор, оброк.

5. Прочитай один раз пары слов. Закрой вторые слова в парах. Прочитай первое слово и запиши по памяти второе.

Дерево — лист

Очки — глаза

Полка — книга

Голова — мысли

Рука пальцы

Бумага — газета

6. Прочитай ряды слов. Закрой слова, оставив открытыми только первые. Прочитай первое слово и запиши по памяти остальные.

Стол — стул — кресло.

Книга — журнал — газета.

Молоко — трава — корова.

Яблоко — яблоня — садовник.

Мир — война — борьба.

7. Быстро прочитай слово, закрой его и прочитай с конца.

буз

онес

азор

opeп

аклоп

номил

8. Запомни слова.

Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Вопросы: какие слова состоят из трех слогов? В каких словах есть мягкий знак? Какие слова можно отнести к теме ―Кухня‖?

Задания для развития восприятия

1. “На одну букву”. За 30 секунд найди и запомни все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы С.

2. “На несколько букв”. Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

3. “Переключение внимания”. Взять в руку предмет, рассмотреть его, по команде перевести взгляд на стену. Затем — на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того момента, на котором остановился, а не с начала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

4. “Метафоры”. Опиши образ, который возникает, например, при слове гаснуть.

5. “Наполнение слов”. Определи, на что похоже то или иное слово, что оно напоминает.

6. “Цепочка ассоциаций”. Найди ассоциации, которые возникают на какое-нибудь слово. Затем ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

7. “Рассказ по картинкам”. Придумай рассказ, используя картинки. (Усложнить задание можно, добавив иллюстрации, не связанные между собой.)

8. “Комикс”. Составь комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самому и нарисовать их.

9. “Музыка”. После прослушивания музыки возьми четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя их, изобрази услышанную музыку и озаглавь рисунок.

10. “Неоконченный рисунок”. Дорисуй кружки (линии, квадраты, крестики и т. п.), чтобы получились законченные образы. Повторяться нельзя.

11. “Придумай название”. Придумай как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы.

12. “Архимед”. Из предложенного ряда проблем найди как можно больше решений.

Например: как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на Луне? Как сосчитать все звезды? Как сделать машину для приготовления уроков?

Задания для развития речи

1. Ответы спрятались в вопросах, найди их.

Как зовут девочку, у которой в руках роза?

Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев?

Кто уверен, что в будущем его ждет слава?

Кому хорошо живется на свете?

Сколько в стае сорок?

2. Вставь пропущенные слова.

Над городом низко повисли снеговые ... . Вечером началась .... Снег повалил большими .... Холодный ветер выл, как дикий .... В конце пустынной и глухой ... вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно ... . Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и ... ей идти. На ней было плохое ... с узкими рукавами, а на плечах ....

3. Вставь пропущенные слова в устойчивые выражения.

Из ... вон плохо.

Мастер на все ....

Сидеть сложа ....

Золотые ....

4. Вставь в слова пропущенные имена.

С....р, п...рник, п...т, ав....т, ....шка, ж...ф, ав....шина, м...р, ....мо, д..., кастр..., кварт..., ма...., рав...., п...на, сере...., до.... .

Имена: Толя, Оля, Ира, Тома, Рома, Аля, Дина, Нина, Юля, Лина.

5. Найди в слове слово.

Например: аквариум — ум, поляна — пол.

Рисовать, бабочка, олень, колобок, золото, ласточка, угол, каблук, песок, гамак, пирог, якорь, успех, клюква, подсказка, ракета, вершина, восемь, овощи, стрекоза, шарф, шутка, экран.

6. Укажи, какими частями речи являются выделенные слова.

а) Посадила мама в ПЕЧЬ пироги с капустой ПЕЧЬ.

б) Снежное ПОКРЫВАЛО ПОКРЫВАЛО все поле.

в) Ведро дало ТЕЧЬ, и вода стала ТЕЧЬ.

г) Кто без кисти и БЕЛИЛ крыши города БЕЛИЛ?

7. Найди и запиши слова, которые не меняются, когда с конца они читаются:

а) состоящие из трех букв;

б) состоящие из четырех букв;

в) состоящие из пяти букв.

8. Из набора слов составь стихотворение.

Мы, и, кто, друг, друга, солнце, мы, на, узнали, не, или, полежали, же, шоколадки, ребятки.

(Мы на солнце полежали

И друг друга не узнали.

Кто же мы — ребятки

Или шоколадки?)

9. Какие звери спрятались в словах?

Палисадник, поселок, укротитель, заслонка.

Задания для развития логики

1. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько килограммов меда было первоначально в бочонке?

2. Шнур длиной 30 м разрезали на три части. При этом одна из них на 1 м больше другой и на 1 м меньше третьей. Найди длину каждой части.

3. Оля живет в доме вместе со своими мамой, папой, братом, а также одной собакой, двумя котами, двумя попугаями и четырьмя рыбками. Сколько ног у всех обитателей дома?

4. На отрезке поставили 3 точки. Сколько отрезков получилось?

5. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий скраю слева, сядет между Матроскиным и дядей Федором, то дядя Федор окажется скраю слева. Запиши, как сидят герои слева направо.

Развивающие игры при организации внеурочной деятельности

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на принципах: научить задавать необычные вопросы, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Эти упражнения необходимо выполнять регулярно.

1. “И все-таки у них много общего”

Задание. Выпиши из словаря наугад два существительных. Затем попробуй найти между ними связь. Если понадобится, придумай невероятную историю, сюжет которой свяжет слова между собой.

Например: ―Что общего между глазом и водопроводным краном?‖

Оба слова состоят из четырех букв.

У них буква А — третья по счету.

Глазом можно увидеть кран, а при помощи воды из крана помыть глаз.

Оба могут блестеть.

Из них льется жидкость.

2. “Фантастическое животное”

Для этого упражнения понадобится листок бумаги и карандаш.

Задание. Нарисуй фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

3. “Архитектор будущего”

Задание. Нарисуй дом. Для этого надо произвольно выбрать 10 существительных. Задача архитектора — нарисовать эскиз жилья, в котором будут представлены выбранные слова.

Например: кастрюля — дом будет в форме кастрюли; ворона — крыльцо будет черным, как ворона.

4. “Десять плюс десять”

Задание. Возьми любое существительное и напиши в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Затем запиши во второй столбик 10 прилагательных, которые не подходят к существительному.

5. “И это называется... ”

Задание. Каждый раз, когда твое внимание привлекает что-либо, вообрази, будто видишь это на картине. Придумай для нее подходящее название. Можно короткое, можно развернутое.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, человек и мир, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарѐнности развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарѐнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

СВЕРНУТЬ

свернуть

Рекомендации классному руководителю в работе с одарёнными учащимися

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников, является система внеклассной воспитательной работы. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные объединения дополнительного образования, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, исследовательская работа учащихся.

Методы и формы работы с одаренными учащимися должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Классный руководитель должен побуждать ребят к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное достижение поставленных целей. Взаимодействие классного руководителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки. Создать в классном коллективе условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика реально. И продуктивней всего строить свою работу с учащимися, если следовать принципу «в каждом есть потенциал».

Рекомендации по организации работы с одаренными детьми:

— Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарѐнного ребѐнка.

— Вы должны преодолеть сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке, не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

— Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.

— Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время.

— На уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер:

— Ориентируйтесь на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

— Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ученика, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в благоприятной атмосфере. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

— Уважайте и обсуждайте любую идею ученика. Поверьте в то, что этому ребѐнку порой дано понять и совершить то, что нам кажется непостижимым.

— Помните о том, что одаренных учеников отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», к экспериментированию.

— Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребѐнком является привитие вкуса к серьѐзной творческой работе.

— Необходимо помнить, что одарѐнные дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью, и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи, поэтому развивайте в себе чувство юмора.

— Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. Стимулируйте ученика, хвалите.

— Позволяйте детям вести себя свободно в общении и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг, и, следовательно, свои обязанности выполнил.

Качества, необходимые учителю для работы с одарѐнными детьми.

— Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;

— Быть доброжелательным и чутким;

— Быть зрелым, т. е. четко осознавать свои цели и задачи;

— Быть эмоционально стабильным, т. е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

— Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;

— Обладать чувством юмора;

— Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;

— Стимулировать когнитивные способности учащихся;

— Быть готовым к работе с одаренными детьми.

свернуть

Рекомендации педагогам по работе с одарёнными детьми

1. Работая с учеником, демонстрируйте ему образцы активной, творческой деятельности. Создавайте на уроке атмосферу сотрудничества между учителем и учеником.

2. Используйте принцип обогащения – расширяйте изучаемую область знаний за счет дополнительного материала.

3. Используйте проблемные методы обучения, не давайте ученику готовый ответ, учите его выдвигать гипотезы и проверять их, стимулируйте поиск новых вариантов решений. Собственная исследовательская практика ученика должна доминировать над репродуктивным усвоением знаний.

4. К новым идеям, по мере их значимости и необходимости, целесообразно привлекать внимание других детей. Оригинальные замыслы всегда требуют подкрепления. Благоприятная атмосфера, поощрение активного продуцирования новых идей благоприятно сказываются на результате.

5. Прекрасным способом развития творческого потенциала является участие ребѐнка в различных кружках по интересным ему предметам.

6. Нужно поощрять детей в попытке браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию к учению и настойчивость.

7. На уроке не должно быть скуки. Больше активности, эмоциональности, дополнительной умственной нагрузки! Можно использовать одарѐнных детей на наиболее сложных этапах урока. Использовать в меру, с учѐтом их желания, иногда для помощи отстающим.

8. Чтобы творческая энергия одарѐнных детей не затухала в процессе учения, чаще давайте им индивидуальные творческие задания, в которых может раскрыться их потенциал.

9. Открытые и честные взаимоотношения между педагогом и учеником — лучший путь для согласия и сотрудничества.

10. Жѐсткие реакции, ощущение внешнего давления — всѐ это не даѐт полностью раскрыть в творческом процессе возможности ребенка.

11. Ранимость и повышенная психочувствительность одарѐнных детей требует справедливости, сдержанности, разумности, дальновидности педагога.

12. С другой стороны, имейте в виду, что одарѐнные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к тем ученикам, которые стоят ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими нетерпение или презрение, быть высокомерными, эгоистичными.

13. Полезно проводить с учащимися дискуссии, где они должны стараться быть доброжелательными, уравновешенными, тактичными, уважать и слушать своих оппонентов.

14. Развивайте способности ученика параллельно с формированием его личностных качеств. Учите его ценить других людей, проявлять эмпатию и толерантность.

15. Помните о том, что во многом именно от вас – педагогов — зависит, как будут развиваться способности одаренного ребѐнка. Помните, что чаще воздействует не метод, а личность учителя.

СВЕРНУТЬ

свернуть

ПАМЯТКА по работе по подготовке учащихся к олимпиаде

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
— наблюдения в ходе уроков;

—  организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
— оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
— реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников

— уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
— Работать по  принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
— при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности

— оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)

— не превращать работу группы в пустое времяпровождение
— наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
— основной  формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
— читаем книги, журналы
— работаем в Интернете
— общаемся дистанционно
— участвуем в дистанционных школах и т.д.
5. Решаем задачи.
— нужно стремиться дать каждому члену группы  свободу выбора,  индивидуальную образовательную траекторию

— создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.
7. И не останавливаемся.

свернуть

Школьный реферат и основные требования к его написанию

Защита реферата – одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, глубокое изучение, изложение результатов и выводов.

Термин "реферат" имеет латинские корни и в дословном переводе означает "докладываю, сообщаю". Словари определяют его значение как "краткое изложение в письменном виде или форме публичного содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников". Однако выпускники школы не всегда достаточно хорошо подготовлены к этой форме работы и осведомлены о тех требованиях, которые предъявляются к ее выполнению. Написание реферата по истории и последующая его защита на экзамене разрешается тем учащимся, которые проявили особый интерес и способности к предмету.

  1. Тема реферата и ее выбор.

Основные требования к этой части реферата: – тема доклада должна быть сформулирована грамотно с исторической и  литературной точки зрения; – в названии темы следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком -узкими или  слишком широкими (например по истории не следует допускать названия типа «Наполеон Бонапарт» или «Николай Второй»); – следует по возможности воздерживаться от использования в  названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от  чрезмерного упрощения формулировок, желательно  избегать длинных названий. Тематика рефератов определяется учителем на основе тех вопросов, которые помещены в экзаменационных билетах по всемирной истории и истории Беларуси. Учитель предлагает выпускнику тематику рефератов, помогает определить индивидуальную тему для написания, затем проводит ряд консультаций для учеников.

  1. Требования к оформлению титульного листа.

Название учреждения образования

Название реферата.

Выполнил(а) Фамилия Имя Отчество ученик(ца)... класса

Место нахождения учреждения образования, год.

  1. Оглавление и структура.

Следующим после титульного листа должно идти оглавление. К сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальном требовании, а ведь именно с подобных "мелочей" начинается культура научного труда. Школьный реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы и приложение (при необходимости). Оглавление реферата включает названия структурных частей с указанием нумерации страниц арабскими цифрами.

  1. Основные требования к введению.

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг нее возникают. В этой части также необходимо показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из .практических соображений. Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание ее личностных качеств с позиции ряда авторов, освещение ее общественной деятельности и т. д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата. Введение должно содержать также короткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет три - четыре страницы.

  1. Требования к основной части реферата.

Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблем. Не стоит требовать от школьников очень объемных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала Средний объем основной части реферата, в частности, экзаменационного – 15-17 (17-19) страниц. Ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснование распределения материала на разделы и подразделы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных исторических источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

  1. Требования к заключению.

Заключение – часть реферата, в которой формулируются выводы по разделам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Очень часто ученики (да и учителя) путают заключение с послесловием, где пытаются представить материал, продолжающий наложение проблемы. Объем заключения – 3-4 страницы.

  1. Основные требования к списку изученной литературы. Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилии авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.
  2. Основные требования к написанию реферата.
  3. Должна соблюдаться определенная форма (титульный лист, оглавление и т. д.). 2. Выбранная тема должна содержать  определенную  проблему и быть адекватной школьному уровню по объему и степени научности. 3. Необходимо   придерживаться  следующего   объема реферата  (первая цифра – при компьютерном наборе, вторая  – при написания от руки): экзаменационный реферат – 15-17 (17-19)страниц;

учебный реферат:

9 класс – 8-10 (10-12) страниц;

10 класс – 12-14 (14-15) страниц;

11класс – 15-17 (17-19) страниц. 

При компьютерном наборе необходимо использовать шрифт 15пт, интервал – 1,5. 4. В тексте необходимо указывать ссылки на источники, материалы (в скобках указывается номер по списку литературы, номер страницы, откуда взят данный материал). Ссылки в тексте могут быть также приведены  в  виде  подстраничных  примечаний, нумерация  которых приводится на каждой странице (начиная с единицы) в соответствии с правилами библиографического описания. 5. Введение и заключение должны быть осмысленней основной части реферата.

  1. Процедура защиты реферата.

Учитель-предметник заранее знакомится с рефератом. Рецензируется экзаменационный реферат по истории по желанию учителя. В ходе экзамена члены комиссии выступают оппонентами выпускника, поэтому целесообразно комиссии познакомиться с содержанием реферата заранее. Во время защиты нет смысла требовать от ученика полного пересказа основной части работы. В то же время превращение защиты реферата в «вечер вопросов и ответов» не дает школьнику возможности высказаться, не учит строить грамотно и логически обоснованно свой ответ. Поэтому очень важно, чтобы защищающий реферат в течение 10-15 минут мог рассказать о актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах. Таким образом, совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы, после чего задаются вопросы по представленной проблеме.

  1. Выставление оценки за экзамен.

В итоге оценка складывается из ряда моментов: – соблюдение формальных требований к реферату; – грамотного раскрытия темы; – умения четко рассказать о представленном реферате;. – способность понять    суть    задаваемых    по    работе    вопросов    и сформулировать точные ответы на них.

свернуть