Сачыненне-разважанне "Веру не спаліш"
Сборник творческих работ членов литературно-художественного кружка "Золотые зёрнышки"
Сочинение "Пасха в моей семье"
ПЛАН работы районного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию на базе Государственного учреждения образования «Величковичская средняя школа» на 2023/2024 учебный год
Цель:
распространение и внедрение передового опыта по духовно-нравственному воспитанию, организации деятельности по систематическому ознакомлению педагогической общественности с системой работы учреждений образования района по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
Задачи:
-создавать единое образовательное пространство по духовно-нравственному развитию и воспитанию участников образовательного процесса; - накапливать и распространять опыт работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей); - оказывать методическую помощь педагогам и родителям. Направления деятельности: - научно-методическая работа; - консультативная помощь; - изучение и обобщение передового педагогического опыта; - методическая поддержка социальных, культурных и образовательных инициатив, направленных на формирование духовно-нравственного сознания; - информирование и просвещение педагогов и родителей Формы организации работы ресурсного центра: -семинары -консультации -круглые столы -сетевое взаимодействие -мастер-классы -педагогические мастерские
№ п/п |
Название мероприятия |
Дата проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
|
1. Организационные мероприятия |
|
||||
1. |
Планирование работы ресурсного центра |
Сентябрь 2022 |
|
Руководитель ресурсного центра |
|
2. |
Оснащение методического кабинета ресурсного центра по вопросам духовно-нравственного воспитания |
В течение года |
|
Руководитель ресурсного центра |
|
3. |
Создание информационно-методического банка электронных обучающих средств по вопросам духовно - нравственного воспитания |
В течение года |
|
Члены творческой группы |
|
4. |
Создание «копилки» сценариев воспитательных мероприятий, разработок для проведения родительских собраний |
В течение 2022/2023 |
|
Члены творческой группы |
|
5. |
Анализ работы ресурсного центра в 2021/2022 учебном году |
Май 2023 |
|
Руководитель ресурсного центра |
|
|
2.Работа с педагогическими кадрами, научно-методическая работа |
|
|||
1. |
Духовно-нравственное и гражданское воспитание на основе православных традиций белорусского народа |
Февраль |
Обучающий семинар |
Руководитель ресурсного центра |
|
2. |
Организация методических консультаций для педагогов района по вопросам духовно-нравственного воспитания |
В течение учебного года (по запросу) |
Консультация |
Члены творческой группы |
|
3. |
Участие педагогов района в Чтениях по православной культуре. |
Согласно плану |
|
Члены творческой группы |
|
4. |
Изучение эффективного педагогического опыта по вопросам духовно-нравственного воспитания и его распространение |
В течение года |
|
Руководитель ресурсного центра |
|
5. |
Организация и планирование работы объединений по интересам духовно-нравственной направленности |
Сентябрь |
|
Руководитель ресурсного центра, администрация УО |
|
6. |
Создание презентации о работе ресурсного центра |
Апрель |
|
Руководитель ресурсного центра |
|
3.Организация и проведение районных и школьных мероприятий |
|
||||
1. |
Уроки по духовно-нравственному воспитанию с приглашением священнослужителей |
В течение года |
Беседы, часы общения |
Классные руководители |
|
2. |
«Поделись тетрадкой» |
Сентябрь |
Акция |
Классные руководители |
|
3. |
Знакомство со святыми местами Беларуси |
В течение года |
Экскурсии, виртуальные путешествия |
Классные руководители, родители |
|
4. |
Работа волонтёрского отряда «Колокол милосердия» |
В течение года |
Мероприятия по плану отряда |
Педагог-организатор |
|
5. |
КТД «Под Покровом Владычицы Небесной» |
Октябрь |
КТД |
Руководитель ресурсного центра |
|
6. |
Марафон «Красная ленточка» |
1 декабря |
Акция |
Педагог-организатор |
|
7. |
Акция «Дети детям» |
Декабрь |
Акция |
Педагог-организатор |
|
8. |
Проведение Декады «Светлое Рождество» |
03-13 января |
Мероприятия согласно плана (приложение) |
Руководитель ресурсного центра |
|
9. |
КТД «Живая память» |
Февраль |
КТД |
Руководитель ресурсного центра |
|
10 |
Неделя православной книги |
Март |
Мероприятия согласно плана (приложение) |
Руководитель ресурсного центра |
|
11. |
Неделя «Пасхальная радость» |
16.04- 23.04 |
Мероприятия согласно плана (приложение) |
Руководитель ресурсного центра |
|
13. |
Работа волонтерского отряда «Друзья природы» |
В течение года |
Мероприятия по плану отряда |
Педагог-организатор |
|
14 |
Реализация проектов по духовно- нравственному воспитанию в классных коллективах |
В течение года |
Экскурсии, часы общения, информационные часы, игры, виртуальные путешествия |
Классные руководители |
|
.15. |
Вахта мамяти |
03.05 -09.05 |
Акция |
Педагог-организатор |
|
4. Организация сетевого взаимодействия |
|
||||
1. |
Размещение материалов по итогам проведения мероприятий на сайте учреждения образования |
В течение года |
|
Руководитель ресурсного центра |
|
5.Работа с родителями (законными представителями) детей |
|
||||
1. |
Консультирование законных представителей по вопросам духовно-нравственного воспитания в семье |
В течение года |
Консультации |
Руководитель ресурсного центра, члены творческой группы |
|
2. |
Проведение круглого стола «Традиции рода, семьи в духовном становлении личности» |
Январь |
Видеоурок |
Руководитель ресурсного центра |
|
3. |
Организация совместных экскурсий по святым местам Беларуси |
В течение года |
|
Попечительский совет |
|
6.Работа с общественностью, в социуме |
|
||||
1. |
Сотрудничество с Величковичским Домом культуры |
В течение года |
Праздничные мероприятия |
Руководитель ресурсного центра |
|
2. |
Выполнение мероприятий программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2020-2025 гг. |
В течение года |
Согласно плана |
Руководитель ресурсного центра |
|
3. |
Сотрудничество с Солигорским благочинием Белорусской Православной церкви |
В течение года |
Согласно плана |
Руководитель ресурсного центра |
|
4. |
Сотрудничество с учреждениями образования района |
В течение года |
|
Руководитель ресурсного центра |
|
5. |
Участие в online конференциях по направлению работы ресурсного центра |
В течение года |
|
Руководитель ресурсного центра |
|
|
Встреча учащихся с настоятелем храмаСвятой праведной Софии Слуцкой |
В течение года |
|
Руководитель ресурсного центра |
|
Деятельность ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию ГУО «Величковичская средняя школа Солигорского района»
Актуальность деятельности ресурсного центра.
В последнее десятилетие все более тесным становится сотрудничество Министерства образования с Белорусской Православной Церковью, которая, используя свой многовековой опыт сохранения духовных, культурных и исторических традиций, формирует у людей высокие гражданские и нравственные качества, патриотизм и ответственность за судьбу Отечества, милосердие и сострадание.
Православная Церковь стремится сформировать у людей такие моральные ценности, как добро, милосердие, мир, трудолюбие, воздержание, терпение. Она осуждает и помогает людям бороться с гордыней, корыстью, плотскими похотями, гневливостью, завистью, бесчеловечностью, ленью, ненавистью, злобой, грубостью и другими негативными качествами человеческой души.
В этом цели церкви и школы совпадают, это создает условия для более тесного взаимодействия школы и церкви в вопросах духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.
Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, т.к. духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа. В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формирование духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки.
Беларусь, на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить национальную и мировую культуру. Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов.
Перед современной семьёй, школой стоит задача воспитания нравственной личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность на нравственных принципах, в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности учащихся.
Основные направления работы деятельности ресурсного центра.
- подготовка и принятие законодательных материалов по созданию системы духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- заключение соглашений о сотрудничестве и создание творческой группы;
- разработка программы совместных действий администрации школы, православной церкви;
- разработка и внедрение программ различных направлений по духовно-нравственному воспитанию.
- участие в конференциях, семинарах, «круглых столах», педагогических чтениях;
- организация консультационного пункта по вопросам духовно-нравственного воспитания.
- проведение факультативных занятий по основам православной культуры;
- участие в конкурсах, концертах и фестивалях;
- организация и проведение православных праздников;
- организация и проведение экскурсий.
- организация обучающих, методических и методологических семинаров;
- участие в обучающих курсах;
- участие в конкурсах и чтениях;
- организация методической подготовки педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания;
- проведение консультаций по вопросам духовно-нравственного воспитания и православно-ориентированного образования.
- проведение совместных мероприятий с родителями и учащимися;
- организация работы родительского клуба школы по вопросам духовно-нравственного воспитания;
- проведение родительских собраний по различным аспектам духовно-нравственного воспитания детей.
- проведение мониторинга (по передовым методикам).
- перспективное развитие РЦ (создание кабинета духовного краеведения);
- создание экспозиций в кабинетах РЦ;
- комплектование библиотеки РЦ.
Срок деятельности ресурсного центра: 2014-2024гг
Ожидаемые результаты работы ресурсного центра:
В результате работы РЦ педагоги должны
знать:
- ключевые подходы к интерпретации понятия духовно-нравственное воспитание;
- историю духовно-нравственных учений, что позволит ознакомиться с многообразием противоречий духовного мира и особенностей его конкретных проявлений;
- фундаментальные проблемы теории духовно-нравственных учений и понятия, составляющие их категориальную основу;
уметь:
- осуществлять духовно-нравственное воспитание в системе воспитания в учреждениях образования;
- формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных - общечеловеческих и христианских ценностей;
- консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании учащихся
- учить различать добро и зло, любить добро и творить его.
Тематика обобщения педагогического опыта для ознакомления руководителей и педагогов учреждений образования района: «Организация и проведение внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию».
Обоснование объемов и источников финансирования:
- финансирование необходимо для проведения внеклассных мероприятий, в том числе и проведения краеведческой работы.
Источником финансирования являются средства, полученные в ходе проведения трудовых акций, средства, предоставляемые законными представителями учащихся.
Предполагаемый руководитель центра.
Морева Нина Анатольевна – учитель русского языка и литера
Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию в государственном учреждении образования «Величковичская средняя школа Солигорского района» действует с 2014 году.
Деятельность ресурсного центра осуществляется в соответствии с поставленными целью и задачами работы учреждения образования, планом воспитательной работы, планом работы ресурсного центра, документами, регламентирующими образовательную деятельность в Республике Беларусь.
Работа ведётся согласно календарному плану мероприятий работы ресурсного центра на учебный год. В планах воспитательной работы классных руководителей отражены направления ресурсного центра на основании чего проводилась работа по духовно-нравственному воспитанию в классах.
Во внеклассной воспитательной работе по вопросам духовно- нравственного воспитания использовались разнообразные формы работы. Наиболее популярными были беседы со священником, классные и информационные часы, лектории православной тематики, краеведческая работа по изучению православных святынь, подготовка и празднование православных и государственных праздников, экскурсии в храмы Солигорского района.
Организовано методическое сопровождение проведения факультативных занятий «Основы православной культуры» в 1 классе, факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», занятий объединений дополнительного образования в рамках работы ресурсного центра.
Работали семейные клубы «Мир семьи» и «Содружество», детский клуб «Гармония». Содержание и формы деятельности клубов разработаны на основе принципов духовно-нравственных традиций белорусского народа.
Продолжали работать волонтёрские отряды «Колокол милосердия» и «Друзья природы». Традиционными были акции: «Подари жизнь» (выращивание и реализация комнатных растений), «Спешите делать добро» (масленичная акция, проводимая совместно с сельским Домом культуры по сбору средств на лечение больным детям). В ходе новогодних благотворительных акций «Наши дети» и «Чудеса на Рождество» силами школьного волонтёрского отряда «Колокол милосердия» в предрождественские и пасхальные дни было организовано посещение ветеранов труда в микрорайоне школы для поздравления с Новым Годом и Рождеством, а также предложения и оказания посильной хозяйственной помощи. В ходе акций «Пасхальная радость», «Поздравь учителя» получили поздравления и подарки учителя-пенсионеры. Рейды «Забота» для ветеранов и престарелых, проживающих в микрорайоне школы проходили ежемесячно и по запросам жителей посёлка.
Работа центра направлена на расширение совместной деятельности с Белорусской Православной Церковью. В частности, на укрепление взаимодействия учреждения образования с приходом Святой праведной Софии, княгини Слуцкой и Солигорского благочиния.
Организованы и успешно проведены запланированные мероприятия, праздники и благотворительные акции с участием священников Слуцкой епархии.
Учащиеся школы стали активными прихожанами; девочки поют в церковном хоре, украшают иконы к праздникам; мальчики прислуживают в алтаре.
Совместно с приходом был посажен сад в честь жён мироносиц.
Итоги работы рассматриваются на заседаниях учебно-методического объединения классных руководителей.
В рамках реализации плана работы районного ресурсного центра красной нитью в воспитательной работе школы проходили мероприятия духовно-нравственной направленности. Так ежемесячно в каждом классе проходили классные часы нравственной тематики, по субботам проводились воспитательные мероприятия, посвящённые датам православного календаря, стало традицией проводить общешкольные праздник: «Покрывает всех покровом Богородица сама», «Рождество Христово».
Постоянно действует методическая выставка литературы духовно-нравственной направленности в школьном кабинете духовно-нравственного воспитания
В школе имеется информационный стенд «В начале было Слово...», на котором регулярно размещались материалы духовно-нравственного содержания, информация о проводимых в школе мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию школьников и др.
Педагогами ресурсного центра ведётся работа по разработке, изготовлению и распространению рекомендаций и памяток для родителей и детей по преодолению вредных зависимостей среди несовершеннолетних, правовому воспитанию, предупреждению попадания под влияние деструктивных сект, материалов о православных праздниках, традициях семейного воспитания и др.
Школа сотрудничает с Приходом храма святителя Николая Чудотворца г.Солигорска. Продолжена совместная работа с молодёжью по укреплению семьи и семейных ценностей в рамках проекта “Молодёжь за жизнь, нравственность и семейные ценности!”, который перешёл в региональный проект “Соль семьи”. Продолжается также работа по воспитанию нравственных ценностей и культуры в проекте “Бал молодёжи Солигорщины”, который длится на протяжении 10 лет.
На протяжении ряда лет школа участвует в ряде мероприятий по обмену опытом работы духовно-нравственного воспитания школьников.
Педагоги творческой группы участвовали в семинарах, встречах, проводимых Солигорским благочинием для учителей района.
15 октября педагоги и учащиеся школы были участниками праздника «Покрова Богородицы» в физкультурно-оздоровительном центре г.Солигорска, где делились опытом проведения праздников;
17 февраля на вечере духовной поэзии и музыки «Сретенские рифмы» в Солигорской районной центральной библиотеке был представлен опыт работы учреждения образования по развитию творческих способностей учащихся.
В мае состоялась творческая презентация деятельности ресурсного центра на общешкольном родительском собрании.
В ноябре 2022 года был проведён круглый стол «Духовно-нравственное воспитание в светской школе» для учителей Слуцкой епархии, преподающих курс «Основы духовно-нравственного воспитания и патриотизма». Представлен опыт работы ресурсного центра по вопросу «Духовно-нравственное воспитание учащихся через формирование ценностного отношения к христианским традициям в семье»
В январе 2023 опыт работы школы был представлен на семинаре заместителей директоров Солигорского района «Методическая поддержка организации духовно-нравственного воспитания учащихся на православных традициях белорусского народа».
В апреле 2023 года члены творческой группы ресурсного центра были активными участниками районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей по военно-патриотическому воспитанию, учителей факультативных занятий «Основы духовно-нравственного воспитания и патриотизма» по теме «Организация работы по взаимодействию учреждений образования с Белорусской Православной Церковью в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи; опыт работы, проблемы и пути решения»
Работа учреждения образования направлена на формирование духовно-нравственных качеств учащихся, а также реализацию задач развития мировоззренческих позиций учащихся, ценностных установок смысла жизни, воспитания осознания у учащихся личностного духовно-нравственного совершенствования.
ПОЛОЖЕНИЕ
о ресурсном центре по духовно-нравственному воспитанию
на базе государственного учреждения образования
«Величковичская средняя школа Солигорского района»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок организации и содержание деятельности учреждения образования в режиме ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию воспитанников и обучающихся (далее – ресурсного центра)
1.2. Районный ресурсный центр создан при государственном учреждении образования«Величковичская средняя школа Солигорского района», обладающем потенциалом для трансляции инновационного опыта по направлениям духовно-нравственного воспитания, значимым для развития системы образования Солигорского района.
1.3. В своей деятельности ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи, другими нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, приказами управления образования Минского областного исполнительного комитета, Червенского районного исполнительного комитета, приказами директора учреждения, Положением о ресурсном центре, а также локальными документами, разработанными и утверждёнными в установленном порядке.
1.4.В качестве базы ресурсного центра рассматриваются: программное и информационно-коммуникационное обеспечение; документный фонд, информационно-образовательные ресурсы, банки и базы данных, периодические издания, учебные пособия, программно-методические материалы, медиафонды, учебная техника и наглядные пособия, web-ресурсы, кадровые ресурсы, материально-техническое обеспечение.
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
2.1. создание условий для духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся, формирования нравственных ценностей на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций белорусского народа и распространение положительного опыта работы по данной проблеме.
2.2.Задачи деятельности ресурсного центра:
- нормативно - правовое обеспечение системы духовно- нравственного воспитания в учреждении образования;
- методическая поддержка субъектов образовательного процесса в области духовно- нравственного воспитания;
- организация проектной деятельности в области духовно-нравственного воспитания;
- формирование банка данных и распространение педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию;
- разработка и распространение информационных и учебно-тематических материалов по духовно-нравственному воспитанию;
- нормативно - правовое обеспечение системы духовно- нравственного воспитания в учреждении образования
3.ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
3.1. Ресурсный центр создаётся сроком на три года.
3.2.Деятельность ресурсного центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае неэффективной работы.
3.3.Ресурсный центр воспитания создаётся, реорганизуется и ликвидируется приказом директора учреждения
3.4. Признание учреждения образования ресурсным центром воспитания не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.
3.5. Оперативное управление деятельностью ресурсного центра учреждения осуществляет заместитель директора по воспитательной работе учреждения образования.
3.6. В целях координации деятельности ресурсного центра приказом отдела образования, спорта и туризма Солигорского районного исполнительного комитета определяется координатор ресурсного центра.
4.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
4.1.Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделом образования, спорта и туризма Солигорского районного исполнительного комитета, районным учебно-методическим кабинетом, государственным учреждением дополнительного образования «Центр творчества детей и молодёжи», учреждениями образования района, общественными и другими организациями по вопросам своей компетенции.
4.2.Ресурсный центр при формировании содержания программы инновационной деятельности учитывает не только свой опыт, но и аккумулирует опыт других учреждений образования района.
4.3.Ресурсный центр является базой для организации курсов, проведения мероприятий повышения квалификации в межкурсовой период по духовно-нравственному воспитанию.
4.4.Ресурсный центр в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции планирования, организации, координации и анализа деятельности по духовно-нравственному воспитанию.
4.5.Ресурсный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Программой деятельности. Основными содержательными компонентами деятельности ресурсного центра являются:
4.6.Организационно-методическую поддержку деятельности ресурсного центра осуществляет учебно-методический кабинет отдела образования, спорта и туризма Солигорского районного исполнительного комитета в рамках сетевого взаимодействия районной образовательной среды.
5.ПЛАНОВО-ОТЧЁТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
5.1. Ресурсный центр создаёт Программу по организации деятельности, рассчитанную на три года
5.2. С целью реализации Программы деятельности ресурсный центр воспитания ежегодно разрабатывает календарный план работы.
5.3. Ресурсный центр проводит ежегодный отчёт о своей деятельности в любой удобной форме.
6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
6.1. Деятельность ресурсного центра обеспечивается за счёт текущего бюджетного финансирования, безвозмездной ( спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещённых законодательством.
6.2.Ресурсный центр обладает преимущественным правом на получение дополнительных бюджетных финансовых средств.
Час общения "Что такое "хорошо" и что такое "плохо"" (1-2 классы)
Внеклассное мероприятие "Ключик к сердцу - доброта" (3 класс)
Круглый стол "Дружбой дорожить умейте!" (4 класс)
Час общения "Душа обязана трудиться" (6 класс)
Презентация "Доброта наших сердец"
Игра-путешествие "Будем добрыми и человечными" (7 класс)
Внеклассное мероприятие "Вечные ценности" (7 класс)
Праздничная программа "Поучение отцов горы Афон" (8 класс)
Классный час "Искры свечи" (9 класс)
Классный час-телепередача "Как наше слово отзовётся" (5-7 классы)
Урок-размышление "В чём смысл жизни?" (5-7 классы)
Час общения "Корни рода твоего" (6-7 классы)
Праздничная программа "Пасха - Светлое Христово Воскресение"
Утренник "Путешествие в царство добрых дел"
План проведения "Рождественской недели"
В номере информационно-методического журнала "Образование Минщины" №6
ноябрь-декабрь 2023 года в рубрике "Управление образованием" можно
познакомиться с материалами из опыта работы руководителя районного
ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию ГУО
"Величковичская средняя школа Солигорского района" Моревой Н.А.
Стр. 1. Стр. 2. Стр. 3. Стр. 4.
Презентация "Из опыта работы ресурсного центра"
Чтобы не идти дорогой беспамятства
Духовно-нравственное воспитание на основе христианских ценностей как фундамент патриотического формирования личности детей и подростков
«Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу». Глубокая мысль заключена в этих словах Александра Сергеевича Пушкина. Отрубленная от корней ветвь, не получающая питательных соков, вянет и гибнет. Так и человек, потерявший (или сознательно оборвавший) связь со своим родом, родной землёй, Отечеством, духовно умирает. Все лучшее в человеке дается воспитанием. В век новых технологий и бурных потоков информации мало кто остался верен простым вчерашним традициям воспитания. Сейчас все внимание человека сосредоточено на самом себе, своем комфорте, своих выгодах, а не о ближнем, о земле, о Родине.
Поэтому очень важно говорить о воспитании, основанном на патриотизме. Быть патриотом – это значит: почитать место своего рождения и место постоянного проживания, любить и заботиться о своём роде, уважать традиции, быть преданным до конца своей жизни своей земле; уважать своих предков, любить и проявлять терпимость к своим землякам, помогать им, быть благожелательным к соотечественникам; совершать конкретные, каждодневные дела для блогостояния родины, её приукрашения и обустройства, начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своем доме, дворе до достойного вклада в развитие всего своего города, района, края, страны в целом.
Методы патриотического воспитания - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов патриотического воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.
В учебно-воспитательном процессе школы существует богатый арсенал форм патриотического воспитания школьников: собеседования, экскурсии, встречи с ветеранами, вечера вопросов и ответов, конкурсы на лучший рассказ, стихотворения, другие творческие работы о Родине.
Но методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Так сложилось, что наша школа построена на месте сожжённой в годы войны деревни. Земля была пропитана как болью от трагедии, так и предательством тех, кто перешёл на сторону фашистов. Всё не случайно. Никогда в этой местности не было церкви. Вот и сложно было противостоять злобным силам. Зная этот факт, размышляя над негативными вызывами современности, ища наиболее эффективные воспитательные методики, педагоги школы (инициативная группа) приняли решение: в основу воспитательной работы положить духовно-нравственное воспитание. На данный момент у нас есть небольшой опыт по духовно-нравственному воспитанию, и мы работаем в рамках районного ресурсного центра.
Внедряя опыт коллег других учреждений образования, мы пришли к тем формам и методам воспитания, которые наиблее приемлемы и доступны нам.
Наряду с проведением факультативных занятий по основам православной культуры у нас появились традиции, которые закрепляют на деле теоретические знания и дают возможность задуматься о своём месте в обществе и почувствовать себя нужным ему.
Как было сказано выше, жизненный опыт и приобщение к человеческим ценностям приобретается непосредсивенно в делах. Одним из таких действенных форм является волонтёрское движение. В нашей школе работают два волонтёрских отряда «Друзья природы» и «Колокол милосердия». Деятельность эти отрядов разнообразна. Если говорить об отряде «Друзья природы», то уже из названия видно, что лежит в основе его деятельности. Забота о природе – это забота о будущем страны, своей малой родины через непосредственное участие в сохранении и приумножении богатства земли. Наши волонтёры следят за чистотой природы, оберегают птиц и животных, сажают деревья и кустарники. На территории школы есть вишнёвый сад. Буквально неделю назад был заложен яблоневый сад.
Отряд «Колокол милосердия». В центре внимания волонтёров – престарелые и одинокие жители, инвалиды труда и дети-инвалиды, люди, которым нужны поддержка и внимание.
Традиционные мероприятия ко Дню пожилых людей, Дню инвалида, поздравления с профессиональными праздниками, с праздниками гражданского и православного календаря. Наши волонтёры внесли в жизнь школы свои традиции.
Одна из них – посещение сестринского отделения больницы. Два раза в год, на Рождество и Пасху, мы встречаемся с пожилыми, одинокими людьми в Краснослободской больницы. Готовим концерт-поздравление, подарки. Приготовление подарков необременительно для родителей учащихя. В каждой семье на Пасху полон стол куличей и яиц, и поделиться ими для каждого в радость. А если ещё понимаешь, что есть бабушки и дедушки, у которых нет ни дома, ни семьи, ни куличей, то поделиться радостью праздника вдвойне приятно. Но самое главное – общение. И если концертные номера наши подопечные воспринимают сдержанно-вежливо, то все оживляются, услышав песни своей молодости. На морщинистых лицах появляются радость, вдохновение, глаза искрятся и, кажетя, что молодость их возвращается. И слёзы при расставании, и надежда на будущую встречу.
Вот момент настоящего воспитания. Чужие бабушки и дедушки пробуждают в учениках те чувства, которые впоследствии переносятся на своих родных. Несколько лет подряд организовывая такие встречи, понимаешь, что это больше нужно не старикам, а детям.
Ещё одна традиция: проведение масленичной благотворительной акции «Спешите делать добро». В Прощённое воскресенье в нашем агрогородке народные гулянья. К этому дню учащиеся вместе с родителями пекут блины. Затрат минимум, но сколько пользы: родители и дети живут одними интересами, дети приобретают предпринимательские навыки и, самое главное, – уроки милосердия, потому что вырученные от продажи блинов деньги идут на лечение больным детям. И пусть это маленькие деньги, но они делают большими сердца детей.
Ещё одна акция – «Подари жизнь». С начала учебного года учащиеся начинают выращивать комнатные растения. Во втором полугодии устраиваются ярмарки, где проходит продажа выращенных растений. И всё это время ребята думают о том, что они дарят жизнь и растению и какому-то человеку.
Вот это и есть любовь к ближнему, к своей Родине. И память... О том, что нет ничего дороже человеческой жизни. А учащиеся школы, зная историю своей деревни, понимают всю глубину этого понятия – «память».
Во время войны деревня была сожжена. В огне погибли 353 жителя деревень Старые Величковичи и Новые Величковичи. И в праздник Сретиния Господня в школе коллективное творческое дело «Живая память». День 15 февраля стал Днём памяти жертв фашизма д.Величковичи.
В книге «Память. Солигорский район» есть воспоминания очевидца этой трагедии Павла Демьяновича Тарасевича: «Мне тады было 13. Зіма выдалася лютая. Раніцай прыехалі карнікі і пачалі выганяць людзей з хат. Да нас зайшоў адзін і загадаў бацьку напаіць іх коней. Бацька выйшаў, і я за ім. Убачыў, як гналі па вуліцы сям'ю маёй цёткі, а яна несла ў руках запаленую свечку. Мне стала страшна. Я пабег на суседні двор. Там сустрэў Ганну. Мы пабеглі ў Ганніну хату і схаваліся ў падпечак...»
А это строчки из сочинения нашей ученицы, правнучки П.Д.Тарасевича: «Успаміны сведкаў вайны чытала многа разоў. На гэты раз так ярка паўстала і запала ў сэрца карціна, як жанчына, ідучы з аднавяскоўцамі і са сваімі дзеткамі на смерць, нясе свечку. Як і кожная маці, яна ў першую чаргу думае пра дзяцей. Хтосьці б крычаў ад страху і роспачы, ад безвыходнасці. А яна ідзе, як мне ўяўляецца, ціха, спакойна, бо ад мітусні свечка пагасла б. Што гэта за сіла, што дапамагае жанчыне так трымацца? Яна верыць у жыццё вечнае! Ідзе як павадыр на апошнім зямным шляху пры пераходзе ў вечнасць. Яна бачыла святло Божай любві. Думаю, толькі гэта магло даць ёй супакаенне. Святла Божай любві не адыме ніхто, толькі сам чалавек можа згубіць яго, калі саступіць з дарогі, што вядзе да Бога. Як саступілі з яе тыя, хто спаліў жывымі 353 жыхары вёсак Новыя Вялічкавічы і Старыя Вялічкавічы».
И потому 15 февраля с зажжёнными свечами мы приходим на братскую могилу. Митинг. Возложение цветов. И частичка нашей помощи сожжённым – молебен.
У нас не столько возможностей, чтобы делать какие-то великие дела, но делая маленькие дела дети постигают великое: милосердие, уважение к старости, память о предках, любовь к Родине, учатся делать добро, проявлять милосердие, уважать старость, чтить память предков, любить Родину. А всё это начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек, к могилами своих предков, к друзьями, родителям.
«Возлюбить ближнего, как самого себя, – это значит сделать его радостным. Мы живем так, что пусть сначала буду счастлив я, а потом уже остальные. А надо думать прежде всего о другом, свое счастье обретать в счастье ближнего». (Протоиерей Валентин Радугин)
Морева Нина Анатольевна, ГУО «Величковичская средняя школа Солигорского района»,руководитель ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию.
Презентация "Сотрудничество семьи и школы"
Выступление "СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ»