РУС БЕЛ ENG

Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию

ПЛАН работы районного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию на базе Государственного учреждения образования «Величковичская средняя школа» на 2023/2024 учебный год

 

Цель: 

распространение и внедрение передового опыта по духовно-нравственному воспитанию, организации деятельности по систематическому ознакомлению педагогической общественности с системой работы учреждений образования района по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

 

Задачи:

 -создавать единое образовательное пространство по духовно-нравственному развитию и воспитанию  участников образовательного процесса; - накапливать и распространять опыт работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию воспитанников, педагогов, родителей (законных представителей); - оказывать методическую помощь педагогам и родителям. Направления деятельности: - научно-методическая работа; - консультативная помощь; - изучение и обобщение передового педагогического опыта; - методическая поддержка социальных, культурных и образовательных инициатив, направленных на формирование духовно-нравственного сознания; - информирование и просвещение педагогов и родителей Формы организации работы ресурсного центра: -семинары -консультации -круглые столы -сетевое взаимодействие -мастер-классы -педагогические мастерские

 

№ п/п

Название мероприятия

Дата

 проведения

Форма

проведения

Ответственные

 

1. Организационные мероприятия

 

1.

Планирование работы ресурсного центра

Сентябрь 2022

 

Руководитель ресурсного центра

 

2.

Оснащение методического кабинета ресурсного центра по вопросам духовно-нравственного воспитания

В течение года

 

 Руководитель ресурсного центра

 

3.

Создание информационно-методического банка электронных обучающих средств по вопросам духовно - нравственного воспитания

В течение года

 

 Члены творческой группы

 

4.

Создание «копилки» сценариев воспитательных мероприятий, разработок для проведения родительских собраний

В течение 2022/2023

 

Члены творческой группы

 

5.

Анализ работы ресурсного центра в 2021/2022 учебном году

Май 2023

 

Руководитель ресурсного центра

 

 

 

2.Работа с педагогическими кадрами, научно-методическая работа

 

1.

 Духовно-нравственное  и

гражданское воспитание на основе православных традиций белорусского народа

Февраль

Обучающий семинар

Руководитель ресурсного центра

 

2.

Организация методических консультаций для педагогов района по вопросам духовно-нравственного воспитания

В течение учебного года (по запросу)

Консультация

Члены творческой группы

 

3.

Участие педагогов района в Чтениях по православной культуре.   

Согласно плану

 

Члены творческой группы

 

4.

Изучение эффективного педагогического опыта по вопросам духовно-нравственного воспитания и его распространение

В течение года

 

Руководитель ресурсного центра

 

5.

Организация и планирование работы объединений по интересам духовно-нравственной направленности

Сентябрь

 

Руководитель ресурсного центра, администрация  УО

 

6.

Создание презентации о работе ресурсного центра

Апрель

 

Руководитель ресурсного центра

 

3.Организация и проведение районных и школьных мероприятий

 

1.

Уроки по духовно-нравственному воспитанию с приглашением священнослужителей

В течение года

Беседы, часы общения

 Классные руководители

 

2.

 «Поделись тетрадкой»

Сентябрь

Акция

Классные руководители

 

3.

Знакомство со святыми местами Беларуси

В течение года

Экскурсии, виртуальные путешествия

Классные руководители, родители

 

4.

Работа волонтёрского отряда «Колокол милосердия»

В течение года

Мероприятия по плану отряда

Педагог-организатор

 

5.

КТД «Под Покровом Владычицы Небесной»

Октябрь

КТД

Руководитель ресурсного центра

 

6.

Марафон «Красная ленточка»

1 декабря

Акция

Педагог-организатор

 

7.

Акция «Дети детям»

Декабрь

Акция

Педагог-организатор

 

8.

Проведение Декады «Светлое Рождество»

03-13 января

Мероприятия согласно плана

(приложение)

Руководитель ресурсного центра

 

9.

КТД «Живая память»

Февраль

КТД

Руководитель ресурсного центра

 

10

Неделя православной книги

Март  

Мероприятия согласно плана

(приложение)

Руководитель ресурсного центра

 

11.

Неделя «Пасхальная радость»

16.04-

23.04

Мероприятия согласно плана

(приложение)

Руководитель ресурсного центра

 

13.

Работа волонтерского отряда «Друзья природы»

В течение года

 Мероприятия по плану отряда

Педагог-организатор

 

14

Реализация проектов по духовно- нравственному воспитанию в классных коллективах

В течение года

Экскурсии, часы общения, информационные часы, игры, виртуальные путешествия

Классные руководители

 

.15.

Вахта мамяти

03.05 -09.05

Акция

Педагог-организатор

 

4. Организация сетевого взаимодействия

 

1.

Размещение материалов по итогам проведения мероприятий на сайте учреждения образования

В течение года

 

 Руководитель ресурсного центра

 

5.Работа с родителями (законными представителями) детей

 

      1.

Консультирование законных представителей по вопросам  духовно-нравственного воспитания в семье

В течение года

Консультации

Руководитель ресурсного центра, члены творческой группы

 

2.

Проведение круглого стола «Традиции рода, семьи в духовном становлении личности»         

Январь  

Видеоурок

Руководитель ресурсного центра

 

3.

Организация совместных экскурсий по святым местам Беларуси

В течение года

 

 Попечительский совет

 

6.Работа с общественностью, в социуме

 

1.

Сотрудничество с Величковичским Домом культуры

 В течение года

    Праздничные мероприятия          

Руководитель ресурсного центра

 

2.

Выполнение мероприятий программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2020-2025 гг.

В течение года

Согласно плана

Руководитель ресурсного центра

 

3.

Сотрудничество  с Солигорским  благочинием Белорусской Православной церкви

В течение года

 Согласно плана

Руководитель ресурсного центра

 

4.

Сотрудничество с учреждениями образования района

В течение года

 

Руководитель ресурсного центра

 

5.

Участие в online конференциях по направлению работы ресурсного центра

В течение года

 

Руководитель ресурсного центра

 

 

Встреча учащихся с настоятелем храмаСвятой праведной Софии Слуцкой

В течение года

 

Руководитель ресурсного центра

 

 

Деятельность ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию ГУО «Величковичская средняя школа Солигорского района»

        Актуальность деятельности ресурсного центра.

В последнее десятилетие все более тесным становится сотрудничество Министерства образования с Белорусской Православной Церковью, которая, используя свой многовековой опыт сохранения духовных, культурных и исторических традиций, формирует у людей высокие гражданские и нравственные качества, патриотизм и ответственность за судьбу Отечества, милосердие и сострадание.

Православная Церковь стремится сформировать у людей такие моральные ценности, как добро, милосердие, мир, трудолюбие, воздержание, терпение. Она осуждает и помогает людям бороться с гордыней, корыстью, плотскими похотями, гневливостью, завистью, бесчеловечностью, ленью, ненавистью, злобой, грубостью и другими негативными качествами человеческой души.

В этом цели церкви и школы совпадают, это создает условия для более тесного взаимодействия школы и церкви в вопросах духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения.

Кризис духовности, нравственности является одной из самых опасных болезней общества, т.к. духовность и нравственность есть социальный иммунитет любого народа. В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Роль школы, как реального противовеса давлению пагубных факторов в формирование духовно-нравственных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой, гармоничной личности, способной делать верный выбор, подсказанный совестью и правдой, вырабатывать собственные морально-нравственные установки.

Беларусь, на протяжении тысячи лет создавала свои традиции на основе христианских ценностей. Без понимания христианства ребенок не способен освоить национальную и мировую культуру. Для всех уже очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов.

 Перед современной семьёй, школой стоит задача воспитания нравственной личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность на нравственных принципах, в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности учащихся.

Основные направления работы деятельности ресурсного центра.

  1. Нормативно-правовое и информационно-методическое обеспечение:

- подготовка и принятие законодательных материалов по созданию системы духовно-нравственного воспитания обучающихся;

- заключение соглашений о сотрудничестве и создание творческой группы;

- разработка программы совместных действий администрации школы, православной церкви;

- разработка и внедрение программ различных направлений по духовно-нравственному воспитанию.

  1. Методическая работа:

- участие в конференциях, семинарах, «круглых столах», педагогических   чтениях;

- организация консультационного пункта по вопросам духовно-нравственного воспитания.

  1. Организация работы с учащимися:

- проведение факультативных занятий по основам православной культуры;

-  участие в конкурсах, концертах и фестивалях;

-  организация и проведение православных праздников;

- организация и проведение экскурсий.

  1. Работа с педагогическими кадрами:

 - организация обучающих, методических и методологических семинаров;

- участие в обучающих курсах;

 - участие в конкурсах и чтениях;

- организация методической подготовки педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания;

 - проведение консультаций по вопросам духовно-нравственного воспитания и православно-ориентированного образования.

  1. Работа с родителями:

- проведение совместных мероприятий с родителями и учащимися;

- организация работы родительского клуба школы по вопросам духовно-нравственного воспитания;

-  проведение родительских собраний по различным аспектам духовно-нравственного воспитания детей.

  1. Аналитическая работа:

-  проведение мониторинга (по передовым методикам).

  1. Работа по перспективному развитию РЦ:

- перспективное развитие РЦ (создание кабинета духовного краеведения);

-  создание экспозиций в кабинетах РЦ;

- комплектование библиотеки РЦ.

Срок деятельности ресурсного центра: 2014-2024гг

Ожидаемые результаты работы ресурсного центра:

В результате работы РЦ педагоги должны

знать:

- ключевые подходы к интерпретации понятия духовно-нравственное воспитание;

- историю духовно-нравственных учений, что позволит ознакомиться с многообразием противоречий духовного мира и особенностей его конкретных проявлений;

- фундаментальные проблемы теории духовно-нравственных учений и понятия, составляющие их категориальную основу;

уметь:

- осуществлять духовно-нравственное воспитание в системе воспитания в учреждениях образования;

- формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных - общечеловеческих и христианских ценностей;

- консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании учащихся

- учить различать добро и зло, любить добро и творить его.

Тематика обобщения педагогического опыта для ознакомления руководителей и педагогов учреждений образования района: «Организация и проведение внеклассной работы по духовно-нравственному воспитанию».

Обоснование объемов и источников финансирования:

- финансирование необходимо для проведения внеклассных мероприятий, в том числе и проведения краеведческой работы.

Источником финансирования являются средства, полученные в ходе проведения трудовых акций, средства, предоставляемые законными представителями учащихся.

Предполагаемый руководитель центра.

Морева Нина Анатольевна – учитель русского языка и литера

 

Ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию в государственном учреждении образования «Величковичская средняя школа Солигорского района» действует с 2014 году.

Деятельность ресурсного центра осуществляется в соответствии с поставленными целью и задачами работы учреждения образования, планом воспитательной работы, планом работы ресурсного центра, документами, регламентирующими образовательную деятельность в Республике Беларусь.

Работа ведётся согласно календарному плану мероприятий работы ресурсного центра на учебный год.  В планах воспитательной работы классных руководителей отражены направления ресурсного центра на основании чего проводилась работа по духовно-нравственному воспитанию в классах.

Во внеклассной воспитательной работе по вопросам духовно- нравственного воспитания использовались разнообразные формы работы. Наиболее популярными были беседы со священником, классные и информационные часы, лектории православной тематики, краеведческая работа по изучению православных святынь, подготовка и празднование православных и государственных праздников, экскурсии в храмы Солигорского района.

Организовано методическое сопровождение проведения факультативных занятий «Основы православной культуры» в 1 классе, факультативных занятий «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма», занятий объединений дополнительного образования в рамках работы ресурсного центра.

Работали семейные клубы «Мир семьи» и «Содружество», детский клуб «Гармония». Содержание и формы деятельности клубов разработаны на основе принципов духовно-нравственных традиций белорусского народа.

Продолжали работать волонтёрские отряды «Колокол милосердия» и «Друзья природы». Традиционными были акции: «Подари жизнь» (выращивание и реализация комнатных растений), «Спешите делать добро» (масленичная акция, проводимая совместно с сельским Домом культуры по сбору средств на лечение больным детям). В  ходе новогодних благотворительных акций «Наши дети» и «Чудеса на Рождество»  силами школьного волонтёрского  отряда «Колокол милосердия» в предрождественские и пасхальные дни было организовано посещение ветеранов  труда в микрорайоне школы для поздравления с Новым Годом и Рождеством,  а также предложения и оказания посильной хозяйственной помощи. В ходе акций «Пасхальная радость», «Поздравь учителя» получили поздравления и подарки учителя-пенсионеры. Рейды «Забота» для ветеранов и престарелых, проживающих в микрорайоне школы проходили ежемесячно и по запросам жителей посёлка.

          Работа центра направлена на расширение совместной деятельности с Белорусской Православной Церковью. В частности, на укрепление взаимодействия учреждения образования с приходом Святой праведной Софии, княгини Слуцкой и Солигорского благочиния.

Организованы и успешно проведены запланированные мероприятия, праздники и благотворительные акции с участием священников Слуцкой епархии.

Учащиеся школы стали активными прихожанами; девочки поют в церковном хоре, украшают иконы к праздникам; мальчики прислуживают в алтаре.

Совместно с приходом был посажен сад в честь жён мироносиц.

Итоги работы рассматриваются на заседаниях учебно-методического объединения классных руководителей.

 В рамках реализации плана работы районного ресурсного центра красной нитью в воспитательной работе школы проходили мероприятия духовно-нравственной направленности. Так ежемесячно в каждом классе проходили классные часы нравственной тематики, по субботам проводились воспитательные мероприятия, посвящённые датам православного календаря, стало традицией проводить общешкольные праздник: «Покрывает всех покровом Богородица сама», «Рождество Христово».

Постоянно действует методическая выставка литературы духовно-нравственной направленности в школьном кабинете духовно-нравственного воспитания

   В школе имеется информационный стенд «В начале было Слово...», на котором регулярно размещались материалы духовно-нравственного содержания, информация о проводимых в школе мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию школьников и др.

Педагогами ресурсного центра ведётся работа по разработке, изготовлению и распространению рекомендаций и памяток для родителей и детей по преодолению вредных зависимостей среди несовершеннолетних, правовому воспитанию, предупреждению попадания под влияние деструктивных сект, материалов о православных праздниках, традициях семейного воспитания и др.

Школа сотрудничает с Приходом храма святителя Николая Чудотворца г.Солигорска. Продолжена совместная работа  с молодёжью  по укреплению  семьи и семейных ценностей в рамках  проекта “Молодёжь за жизнь, нравственность и семейные ценности!”, который перешёл в региональный проект “Соль семьи”. Продолжается также работа по воспитанию нравственных ценностей и культуры в проекте “Бал молодёжи Солигорщины”, который длится на протяжении 10 лет.

На протяжении ряда лет школа участвует в ряде мероприятий по обмену опытом работы духовно-нравственного воспитания школьников.

Педагоги творческой группы участвовали в семинарах, встречах, проводимых Солигорским благочинием для учителей района.

 15 октября педагоги и учащиеся школы были участниками   праздника «Покрова Богородицы» в физкультурно-оздоровительном центре г.Солигорска, где делились опытом проведения праздников;

17 февраля на вечере духовной поэзии и музыки «Сретенские рифмы» в Солигорской районной центральной библиотеке был представлен опыт работы учреждения образования по развитию творческих способностей учащихся.          

В мае состоялась творческая презентация деятельности ресурсного центра на общешкольном родительском собрании.

 В ноябре 2022 года был проведён круглый стол «Духовно-нравственное воспитание в светской школе» для учителей Слуцкой епархии, преподающих курс «Основы духовно-нравственного воспитания и патриотизма». Представлен опыт работы ресурсного центра по вопросу «Духовно-нравственное воспитание учащихся через формирование ценностного отношения к христианским традициям в семье»

В январе 2023 опыт работы школы был представлен на семинаре заместителей директоров Солигорского района «Методическая поддержка организации духовно-нравственного воспитания учащихся на православных традициях белорусского народа».

В апреле 2023 года члены творческой группы ресурсного центра были активными участниками районного семинара для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей по военно-патриотическому воспитанию, учителей факультативных занятий  «Основы духовно-нравственного воспитания и патриотизма» по теме «Организация работы по взаимодействию учреждений образования с Белорусской Православной Церковью в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи; опыт работы, проблемы и пути решения»

Работа учреждения образования направлена на формирование духовно-нравственных качеств учащихся, а также реализацию задач развития мировоззренческих позиций учащихся, ценностных установок смысла жизни, воспитания осознания у учащихся личностного духовно-нравственного совершенствования.

ПОЛОЖЕНИЕ

о ресурсном центре по духовно-нравственному воспитанию

на базе государственного учреждения образования

«Величковичская средняя школа Солигорского района»

 

1.     ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок организации и содержание деятельности учреждения образования в режиме ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию воспитанников и обучающихся (далее – ресурсного центра)

1.2.  Районный ресурсный  центр создан при государственном учреждении образования«Величковичская средняя школа Солигорского района», обладающем  потенциалом  для   трансляции инновационного опыта по направлениям духовно-нравственного воспитания, значимым для развития системы образования Солигорского  района.

1.3. В своей деятельности ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи, другими нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь, приказами управления образования Минского областного исполнительного комитета, Червенского районного исполнительного комитета, приказами директора учреждения, Положением о ресурсном центре, а также локальными документами, разработанными и утверждёнными в установленном порядке.

1.4.В качестве базы ресурсного центра рассматриваются: программное и информационно-коммуникационное обеспечение; документный фонд, информационно-образовательные ресурсы, банки и базы данных, периодические издания, учебные пособия, программно-методические материалы, медиафонды, учебная техника и наглядные пособия, web-ресурсы, кадровые ресурсы, материально-техническое обеспечение.

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

                2.1. создание условий для духовно-нравственного воспитания и образования обучающихся, формирования нравственных ценностей на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций белорусского народа и распространение положительного опыта работы по данной проблеме.

2.2.Задачи деятельности ресурсного центра:

- нормативно - правовое обеспечение системы духовно- нравственного воспитания в  учреждении  образования;

- методическая  поддержка субъектов образовательного процесса в области духовно- нравственного воспитания;

- организация    проектной деятельности в области духовно-нравственного воспитания;

- формирование банка данных и распространение педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию;

-  разработка и распространение  информационных и учебно-тематических материалов по духовно-нравственному воспитанию;

- нормативно - правовое обеспечение системы духовно- нравственного воспитания в  учреждении  образования

3.ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

3.1. Ресурсный центр создаётся сроком на три года.

3.2.Деятельность ресурсного центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае неэффективной работы.

3.3.Ресурсный центр воспитания создаётся, реорганизуется и ликвидируется приказом директора учреждения

3.4. Признание учреждения образования ресурсным центром воспитания не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.

3.5. Оперативное управление деятельностью ресурсного центра учреждения осуществляет заместитель директора по воспитательной работе учреждения образования.

3.6. В целях координации деятельности ресурсного центра приказом отдела образования, спорта и туризма Солигорского районного исполнительного комитета определяется координатор ресурсного центра.

4.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

4.1.Ресурсный центр осуществляет свою деятельность во  взаимодействии с отделом образования, спорта и туризма Солигорского районного исполнительного комитета, районным учебно-методическим кабинетом, государственным учреждением дополнительного образования «Центр творчества детей и молодёжи», учреждениями образования района, общественными и другими  организациями по вопросам своей компетенции.

4.2.Ресурсный центр при формировании содержания программы инновационной деятельности учитывает не только свой опыт, но и аккумулирует опыт других учреждений образования района.

4.3.Ресурсный центр является базой для организации курсов, проведения мероприятий повышения квалификации в межкурсовой период по духовно-нравственному воспитанию.

4.4.Ресурсный центр в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции планирования, организации, координации и анализа  деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

4.5.Ресурсный центр осуществляет свою деятельность в  соответствии  с  Программой деятельности. Основными содержательными компонентами деятельности ресурсного центра являются:

  • внедрение в образовательный процесс инновационных воспитательных программ и новых воспитательных технологий;
  • выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта в рамках обозначенного направления деятельности;
  • подготовка и проведение конференций, совещаний, семинаров, мастер-классов, конкурсов,  совместной проектной деятельности, использование других форм работы с учреждениями образования района;
  • оказание консультационной, методической и организационной поддержки учреждениям образования района по вопросам деятельности ресурсного центра;
  • участие в повышении квалификации педагогических работников, в работе методических объединений и творческих групп различного уровня;
  • подготовка методических  рекомендаций и публикаций по обозначенному направлению деятельности;
  • установление и развитие внешних связей в рамках обозначенного направления деятельности;
  • осуществление   мониторинга  реализуемой  программы  деятельности.

4.6.Организационно-методическую поддержку деятельности ресурсного  центра осуществляет учебно-методический кабинет отдела образования, спорта и туризма Солигорского районного исполнительного комитета в рамках сетевого  взаимодействия  районной образовательной среды.

5.ПЛАНОВО-ОТЧЁТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

5.1. Ресурсный центр создаёт Программу по организации деятельности, рассчитанную на три года

5.2. С целью реализации Программы деятельности ресурсный центр воспитания ежегодно разрабатывает календарный план работы.

5.3. Ресурсный центр проводит ежегодный отчёт о своей деятельности в любой удобной форме.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА 

6.1. Деятельность ресурсного центра обеспечивается за счёт текущего бюджетного финансирования, безвозмездной ( спонсорской) помощи юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещённых законодательством.

6.2.Ресурсный центр обладает преимущественным правом на получение дополнительных бюджетных финансовых средств.

В номере информационно-методического журнала "Образование Минщины" №6
ноябрь-декабрь 2023 года в рубрике "Управление образованием" можно
познакомиться с материалами из опыта работы руководителя районного
ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию ГУО
"Величковичская средняя школа Солигорского района" Моревой Н.А.

Стр. 1.  Стр. 2.  Стр. 3.  Стр. 4.


Презентация "Из опыта работы ресурсного центра"

Неделя православной книги

Чтобы не идти дорогой беспамятства


Духовно-нравственное воспитание на основе христианских ценностей как фундамент патриотического формирования личности  детей и подростков

 «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу». Глубокая мысль заключена в этих словах Александра Сергеевича Пушкина. Отрубленная от корней ветвь, не получающая питательных соков, вянет и гибнет. Так и человек, потерявший (или сознательно оборвавший) связь со своим родом, родной землёй, Отечеством, духовно умирает. Все лучшее в человеке дается воспитанием.  В век новых технологий и бурных потоков информации мало кто остался верен простым вчерашним традициям воспитания. Сейчас все внимание человека сосредоточено на самом себе, своем комфорте, своих выгодах, а не о ближнем, о земле, о Родине.

        Поэтому очень важно говорить о воспитании, основанном на патриотизме.  Быть патриотом – это значит:  почитать место своего рождения и место постоянного проживания, любить и заботиться о своём роде, уважать  традиции, быть преданным до конца своей жизни своей земле;  уважать своих предков, любить и проявлять терпимость к своим землякам, помогать им, быть благожелательным к соотечественникам;  совершать конкретные, каждодневные дела для блогостояния родины, её приукрашения и обустройства, начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своем доме, дворе до достойного вклада в  развитие всего своего города, района, края, страны в целом.

          Методы патриотического воспитания -  это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов патриотического воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

В учебно-воспитательном процессе  школы существует богатый арсенал форм патриотического воспитания  школьников: собеседования, экскурсии, встречи с ветеранами, вечера вопросов и ответов, конкурсы на лучший рассказ, стихотворения, другие творческие работы о Родине.

Но методы  достигают  цели,  когда  у  воспитанников  сформировалась  готовность  активно  включаться  в  предусмотренную  содержанием  воспитания  деятельность.

Так сложилось, что наша школа построена на месте сожжённой в годы войны деревни. Земля была пропитана как болью от трагедии, так и предательством тех, кто перешёл на сторону фашистов. Всё не случайно. Никогда в этой местности не было церкви. Вот и  сложно было противостоять злобным силам. Зная этот факт, размышляя над негативными вызывами современности, ища наиболее эффективные воспитательные методики, педагоги школы (инициативная группа) приняли решение: в основу воспитательной работы  положить духовно-нравственное воспитание.  На данный момент у нас есть небольшой опыт по духовно-нравственному воспитанию, и мы  работаем в рамках районного ресурсного центра.     

Внедряя опыт коллег других учреждений образования, мы пришли к тем формам и методам воспитания, которые наиблее приемлемы и доступны нам.

Наряду с проведением факультативных занятий по основам православной культуры у нас появились традиции, которые закрепляют на деле  теоретические знания и дают возможность задуматься о своём месте в обществе и почувствовать себя нужным ему.

Как было сказано выше,  жизненный опыт и приобщение к человеческим ценностям приобретается непосредсивенно в делах. Одним из таких действенных форм  является волонтёрское движение. В нашей школе работают два волонтёрских отряда «Друзья природы» и «Колокол милосердия». Деятельность эти отрядов разнообразна. Если говорить об отряде «Друзья природы», то уже из названия видно, что лежит в основе его деятельности. Забота о природе – это забота о будущем страны, своей малой родины через непосредственное участие в сохранении и приумножении богатства земли. Наши волонтёры следят за чистотой природы, оберегают птиц и животных, сажают деревья и кустарники. На территории школы есть вишнёвый сад. Буквально неделю назад был заложен яблоневый сад. 

Отряд «Колокол милосердия». В центре внимания волонтёров – престарелые и одинокие жители, инвалиды труда и дети-инвалиды, люди, которым нужны поддержка и внимание.

Традиционные мероприятия ко Дню пожилых людей, Дню инвалида, поздравления с профессиональными праздниками, с праздниками гражданского и православного календаря. Наши волонтёры внесли в жизнь школы свои традиции.

Одна из них – посещение сестринского отделения больницы. Два раза в год, на Рождество и Пасху, мы встречаемся с пожилыми, одинокими людьми в Краснослободской больницы. Готовим концерт-поздравление, подарки. Приготовление подарков необременительно для родителей учащихя. В каждой семье на Пасху полон стол куличей и яиц, и поделиться ими для каждого в радость. А если ещё понимаешь, что есть бабушки и дедушки, у которых нет ни дома, ни семьи, ни куличей, то поделиться радостью праздника вдвойне приятно. Но самое главное – общение. И  если концертные номера наши подопечные воспринимают сдержанно-вежливо, то все оживляются, услышав песни своей молодости. На морщинистых лицах появляются радость, вдохновение, глаза искрятся и, кажетя, что молодость их возвращается.  И слёзы при расставании, и надежда на будущую встречу.

Вот момент настоящего воспитания. Чужие бабушки и дедушки пробуждают в учениках те чувства, которые впоследствии переносятся на своих родных. Несколько лет подряд организовывая такие встречи, понимаешь, что это больше нужно не старикам, а детям.

Ещё одна традиция: проведение масленичной благотворительной акции «Спешите делать добро». В Прощённое воскресенье в нашем агрогородке народные гулянья. К этому дню учащиеся вместе с родителями пекут блины. Затрат минимум, но сколько пользы: родители и дети живут одними интересами, дети приобретают предпринимательские навыки и, самое главное, – уроки милосердия, потому что вырученные от продажи блинов деньги идут на лечение больным детям. И пусть это маленькие деньги, но они делают большими сердца детей.

Ещё одна акция – «Подари жизнь». С начала учебного года учащиеся начинают выращивать комнатные растения. Во втором полугодии устраиваются ярмарки, где проходит продажа выращенных растений. И всё это время ребята думают о том, что они дарят жизнь и растению и какому-то  человеку.

Вот это и есть любовь к ближнему, к своей Родине. И память... О том, что нет ничего дороже человеческой жизни. А учащиеся школы, зная историю своей деревни, понимают всю глубину этого понятия – «память».

Во время войны деревня была сожжена. В огне погибли 353 жителя деревень Старые Величковичи и Новые Величковичи. И в праздник Сретиния Господня в школе коллективное творческое дело «Живая память». День 15 февраля стал Днём памяти жертв фашизма д.Величковичи.

 В книге «Память. Солигорский район» есть воспоминания очевидца этой трагедии Павла Демьяновича Тарасевича: «Мне тады было 13. Зіма выдалася лютая. Раніцай прыехалі карнікі і пачалі выганяць людзей з хат. Да нас зайшоў адзін і загадаў бацьку напаіць іх коней. Бацька выйшаў, і я за ім. Убачыў, як гналі па вуліцы сям'ю маёй цёткі, а яна несла ў руках запаленую свечку. Мне стала страшна. Я пабег на суседні двор. Там сустрэў Ганну. Мы пабеглі ў Ганніну хату і схаваліся ў падпечак...»

А это строчки из сочинения нашей ученицы, правнучки П.Д.Тарасевича: «Успаміны сведкаў вайны чытала многа разоў. На гэты раз так ярка паўстала і запала ў сэрца карціна, як жанчына, ідучы з аднавяскоўцамі і са сваімі дзеткамі на смерць, нясе свечку. Як і кожная маці, яна ў першую чаргу думае пра дзяцей. Хтосьці б крычаў ад страху і роспачы, ад безвыходнасці. А яна ідзе, як мне ўяўляецца, ціха, спакойна, бо ад мітусні свечка пагасла б. Што гэта за сіла, што дапамагае жанчыне так трымацца? Яна верыць у жыццё вечнае! Ідзе як павадыр на апошнім зямным шляху пры пераходзе ў вечнасць. Яна бачыла святло Божай любві. Думаю, толькі гэта магло даць ёй супакаенне. Святла Божай любві не адыме ніхто, толькі сам чалавек можа згубіць яго, калі саступіць з дарогі, што вядзе да Бога. Як саступілі з яе тыя, хто спаліў жывымі 353 жыхары вёсак Новыя Вялічкавічы і Старыя Вялічкавічы».

 И потому 15 февраля с зажжёнными свечами мы приходим на братскую могилу. Митинг. Возложение цветов. И частичка нашей помощи сожжённым – молебен.

У нас не столько возможностей, чтобы делать какие-то великие дела, но делая маленькие дела дети постигают великое:  милосердие, уважение к старости, память  о предках, любовь к Родине, учатся делать добро, проявлять милосердие, уважать старость, чтить память предков, любить Родину. А всё это начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек, к могилами своих предков, к друзьями, родителям.

 «Возлюбить ближнего, как самого себя, – это значит сделать его радостным. Мы живем так, что пусть сначала буду счастлив я, а потом уже остальные. А надо думать прежде всего о другом, свое счастье обретать в счастье ближнего». (Протоиерей Валентин Радугин)

Морева Нина Анатольевна, ГУО «Величковичская средняя школа Солигорского района»,руководитель ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию.


Презентация "Сотрудничество семьи и школы"

Выступление "СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ  УЧАЩИХСЯ»